Мало кто знает, что практика Крещенских купаний на Руси началась с исторического курьёза. Но если вернее, мы имеем уникальный сплав двух древних христианских традиций и одного недоразумения.
О Рождестве Христовом написано тысячи и тысячи книг. Ученые, мистики и художники тщетно бьются над загадкой события, перевернувшего мир 2000 лет назад. Но главное остается не в научных трактатах. Главное даже не то, как душа человеческая откликается на историю Рождества хрупкого Младенца в далекой Палестине, нет. Главное - в отношении человека к Основателю христианства. И то, как это отношение меняет человеческую жизнь здесь и сейчас, сегодня.
«Почему монахи исповедуются дольше простых прихожан, у них что, грехов больше?». «Как приготовиться к первой исповеди?». Мы собрали самые разные вопросы о Таинстве Покаяния и его внешней стороне – исповеди. Собрали, чтобы обсудить с опытным духовником Иоанно-Богословского монастыря – игуменом Сергием (ГАЙДУКОМ).
Сижу на кухне в гостях у друзей семьи. Ведется неторопливая беседа под стать осенним дождливым дням. И так уж повелось, что даже некоторые друзья думают: если филфак окончила, то значит все - ты ходячий словарь-справочник по всем древнерусским и церковнославянским непонятным словам.
Со стороны прихожан часто можно услышать такой вопрос: почему нужно исповедоваться непременно перед священником? Неужели нельзя прочитать молитву, покаяться мысленно? Ведь Церковь учит нас, что Господь читает и мысли, и намерения каждого. Так зачем же смущать постороннего человека тяжестью собственных грехов? Зачем, стыдясь, бормотать, раскрывая свою душу перед этим незнакомым (или, наоборот, знакомым) человеком? Не проще ли напрямую исповедоваться Богу?
Однажды в день памяти пророка Божия Илии один умудренный годами настоятель поделился переживаниями: «Память такого великого святого, а на службе едва ли десяток человек! А помню времена, когда и этот день храм был полон молящимися…»
Мы верим в «Духа Святаго, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшего пророки», - говорит нам «Символ веры». По-русски это звучит следующим образом: «верую … в Духа Святого, Господа дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно с Отцом и Сыном, (и) говорившего через пророков». «Символ веры» называет Его «Господом», напоминая то, что Он не какой-то иной бог, но такой же истинный Бог, Которого мы чтим и Которому покланяемся.
"А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него". (Мф.6)