«Дай, Боже, совершити труд сей во славу Твою», — просил в горячей молитве молодой иеромонах одного из черниговских монастырей Димитрий, принимая послушание описать жития всех святых, почитаемых Православной Церковью. Более чем через 20 лет, завершая этот огромный труд, он, уже митрополит Ростовский, произнес молитву Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко!..»
В 1682 году в Москве на большом поместном соборе Русской Православной Церкви было решено учредить новую архиерейскую кафедру у южных рубежей Руси в городе Воронеж. Первым епископом на этом же соборе был избран игумен одного из северных монастырей Митрофан.
По образному выражению русского богослова Георгия Флоровского, между двух магнитных полюсов православия - Империей и Пустыней - живет и действует православное монашество. Время его рождения - между Первым и Вторым Вселенским Собором.
Много веков подряд имя святителя Амвросия притягивает внимание не только христиан, но и светских ученых: историков, филологов, философов. Это был один из самых замечательных людей своего времени: писатель, поэт, композитор, христианский епископ… прославленный святой с необычной и в то же время удивительной судьбой.
Основанная в 1685 году, Славяно-греко-латинская академия стала первым учебным заведением в России, в которой образовательный стандарт соответствовал объему западноевропейских университетов. Идея создания в Москве высшего учебного заведения принадлежит знаменитому богослову, педагогу, поэту и переводчику Симеону Полоцкому. Цель создания Академии Симеон видел в подготовке образованных людей для государственной и церковной службы.
Последний перед более чем трехсотлетним перерывом русский патриарх Адриан был человеком удивительной душевной чистоты и преданности идеям Святой Руси. Его незлобие, кротость и евангельская доброта ставят Адриана в число лучших людей своего времени. Однако все деяния и заслуги патриарха Адриана скрываются в тени легенд о «Петре Великом». Набор лубочных картин о житии и подвигах молодого царя практически исчерпывает представление о сложном периоде преобразований в России в конце XVII века.
Протопоп Аввакум Петров вначале был сотоварищем патриарха Никона и активным членом кружка «боголюбцев». Однако после начала богослужебной реформы он становится главным идеологом борьбы за древнерусское благочестие. Его личность была ярчайшим примером той силы духа, которую проявляли русские люди в борьбе за идею.
Еще в середине XVI века на Стоглавом соборе русскими иерархами был поднят вопрос об исправлении ошибок в богослужебных книгах. Тогда он так и не был решен, сначала из-за грозной опричнины, а затем из-за смутного времени. Однако затруднения в деле книжных исправлений с течением времени все более и более возрастали. С развитием типографий ошибки из рукописей попадали в печатные книги, где каждое слово считалось уже неприкосновенным.