Среди окружающей нас действительности осталось не так уж много явлений, которые еще могут служить живым напоминанием о райской жизни. Природа до неузнаваемости расхищена и обезображена отбросами цивилизации. Общество, политика, экономика – подчинены эгоистическим, греховным законам падшего человечества. Всюду человека обступает жестокая реальность, которую английский философ Томас Гоббс назвал «война всех против всех».
Языческий мир не знал монашества. Правда, многие греческие философы развенчивали призрачность мирских благ, пагубность угождения плоти и своеволия, тщетность богатства и славы, — порой не только на словах, но и на деле. Знаменитый Диоген Синопский предпочел комфортному жилищу старую бочку и не стал угодничать даже перед посетившим его Александром Македонским, небрежно бросив властителю мира: «отойди, не загораживай мне солнце!».
Созидание своего дома — один из главнейших ориентиров человека в выборе судьбы, в исполнении самого смысла жизни.
В Советском Союзе каждый, кто учился в институте, обязан был штудировать книгу Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Там написано, что семья — явление чисто историческое, «хозяйственная ячейка классового общества», которой не было при первобытном коммунизме и не будет после победы коммунизма «научного», когда все опять станет общим... Строительство светлого коммунистического будущего давно отменено, а труды классиков марксизма сосланы пылиться на самых дальних библиотечных полках. Однако это, «отдельно взятое» предсказание Энгельса медленно, но верно сбывается: семья как социальный институт действительно идет к своему исчезновению.
Насколько по-разному человек ощущает своё тело! Для младенца – его тело и есть «он сам»: голова, руки, ноги – да и всё тело – это то, чем живёт ребёнок, входит в неизведанный ещё мир, ощупывая его, осматривая, пробуя на едва прорезавшийся зуб.
Нет, ну насколько же прав был Клайв Льюис, когда сказал, что из всех христианских добродетелей нет наименее популярной, чем целомудрие! Счастливчик, не довелось ему дожить до нынешних времен, когда даже у школьника на слуху такие слова, как «трансвестит» или «однополый брак». Однако было бы наивным полагать, что война против христианского понимания пола началась лишь в ХХ веке: она шла постоянно, то затихая в монашеской аскезе отцов-пустынников, то расцветая пышным цветом обезумевшей от похоти плоти в эпоху Возрождения.
Литература, как мы привыкли говорить, отражает реальность. Но есть среди литературных направлений одно, которое выглядит исключением: это фантастика. Раньше ее называли «научной фантастикой», но если честно, много ли в ней научного?
Психология – это наука о душевном, как, например, биология – наука о живом. Христианство же – учение о том, как обрести спасение души. Противоречат ли они друг другу, или, наоборот, друг друга дополняют?