«Неважно, во что он верит, лишь бы человек был хороший». В принципе, это — народное определение такого же народного понятия, как «порядочность».
Порядочный человек — это тот, кто тебе особенно не мешает, уважает тебя, если ты к нему с уважением, приглашает к себе на день рождения, если ты его до этого пригласил, может дать в долг и не требовать обратно больше, чем дал.
Но вот применительно к христианам их Учитель считает такую мерку ущербной: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Евангелие от Луки, глава 6).
Господь этим словами обличает: если ты просто порядочный человек, то какой от тебя толк? Чем ты отличаешься от людей мира сего, пусть и порядочных, но которые Бога не знают и знать особо-то не хотят?
«Но вы любите врагов ваших, — продолжает Господь, — и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам».
Вспоминается из семинарских занятий, как владыка Дионисий (ныне митрополит Омский) рассказывал случай на одном приходе, куда он приехал для того, чтобы уладить некоторую конфликтную ситуацию.
Он собрал всех прихожан, открыл Евангелие и начал читать Нагорную проповедь (Евангелие от Матфея, начиная с пятой главы и далее). После чтения одна бабушка сказала:
— Владыка! Но если мы будем так жить, нас ведь растопчут!..
Тут владыка обратился к нам, семинаристам:
— Вслушайтесь в эти слова. Это же слова христианки, не согласной со Христом.
Действительно, исполнение таких заповедей превратит человека в «белую ворону» для его окружения. Проявление терпения сочтут за трусость; прощение долгов — за глупость; прощение обид — за мягкотелость. И так далее. Порядочность хоть как-то ещё понятна для мира, а вот Путь Христов — это уже слишком...
Но в этом и суть Завета с Богом: мы обещаемся сочетаться со Христом — с Его заповедями, распятым Телом и пролитой Кровью, — а Он обещает нас вести Своим путём. Но путём Крестным, о чём и предупредил заранее: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Евангелие от Иоанна, глава 16).
А чтобы глумящиеся над Христом и Его людьми особо сильно не радовались, напомним, что с ними Бог обещает разобраться лично: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам», говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Библия. Послание к Римлянам, глава 12).
Священник Даниил Маслов
Большинству современников события в секторе Газа кажутся чем-то нереальным и невместимым. Еще недавно и название-то это было знакомо в основном библеистам (всё-таки Газа — древний город, известный еще с библейских времен) да любителям русского панк-рока.
События, происходящие сегодня на Ближнем Востоке, тревогой и болью отзываются во всем мире. В разгоревшемся конфликте уже пострадали тысячи людей. Новое арабо-израильское противостояние имеет глубокие корни и является следствием противоречий, накопившихся за долгие годы на территории Палестины.
Недавно поймал себя на мысли, что у городского священника общение с прихожанами и «захожанами» едва ли не на треть состоит из попыток разубедить их в ложном мнении об их патологической несчастности.
Извечная история - знаки зодиака и то, как они якобы влияют на судьбу людей. У некоторых особо увлеченных даже, бывает, вырабатывается зависимость от просмотра зодиакальных прогнозов. Более того, мне случалось сталкиваться с православными (во всяком случае так себя позиционирующими) периодическими изданиями, в которых на последней странице регулярно печатается астрологический прогноз. На вопрос издателю, для чего он это делает, тот честно ответил: «Иначе спрос падает». Так чем же так привлекательно для нас «влияние» звезд на нашу жизнь?
В Скопинском районе Рязанской области, недалеко от посёлка Заречный, есть удивительное место – Димитриевский мужской монастырь. Он возродился буквально из руин и обрёл новую жизнь благодаря стараниям человеческих рук и горячей молитве, идущей из глубины сердца. На протяжении двадцати семи лет управляет монастырём игумен Амвросий (Калабухов) – человек слова и дела, сумевший с Божией помощью не только восстановить древнюю обитель, сделать её местом духовного притяжения, но и создать крепкое животноводческое хозяйство. Отец Амвросий располагает к себе людей, многие называют его просто «батя». В беседе с ним чувствуешь его доброту и уважение, большую любовь к людям и вместе с тем внутреннюю твёрдость.
Каждый из нас хочет быть счастливым. Практически на любом светском празднике все желают друг другу счастья, и редко кто задумывается о том, а что же такое истинное счастье?
С игуменом Лукой (Степановым), настоятелем Пронского Спасо-Преображенского монастыря, беседует участница совместного проекта газеты «Благовест» и кафедры литературы и журналистики РГУ «Штрихи к портрету» студентка третьего курса Анна Шукшина. Священник рассказывает о том, как у него произошла переоценка ценностей и что побудило его, театрала, принять монашество.