shapka

Первые шаги в храме

27 сентября в православном календаре отмечено красным: это праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Всенощное бдение представляет собой средоточие разнообразных богослужебных текстов, песнопений, чинопоследований, наполненных особенным смыслом. И одна из самых важных и объемных его частей – это канон, звучащий во время утрени — второй части Всенощного бдения. Канон располагается в богослужении утрени сразу после полиелейной части, когда уже прочитано Евангелие и молитва «Спаси, Боже, люди Твоя». Завершает полиелейную часть утрени возглас «Милостию и щедротами…» — и начинается пение канона.

Иногда среди верующих, особенно тех, кто не слишком радеет о внимании ко Христову учению, можно услышать лозунги вроде: «Я не собираюсь молиться никаким святым, мне нужны живые отношения с Богом, без посредников!» Звучит благородно и на первый взгляд убедительно. Но в чём подвох?

Всенощное бдение – одно из самых торжественных и величественных богослужений Православной Церкви. Совершается оно накануне больших праздников. В его составе три части: великая вечерня, полиелейная утреня, первый час.

Воскресное утро многие верующие спешат начать правильно — с общего молитвенного дела и Таинства Евхаристии, поэтому утром на Литургии всегда многолюдно. По при-чине того, что Литургия — самое часто посещаемое богослужение, ее устройство, ход, состав и даже тексты в большинстве своем понятны и знакомы. Совершенно противопо-ложная ситуация с богослужением, которое совершается в вечернее время.

Книг и статей о православном богослужении сегодня издано немало. Начинать свое знакомство с богослужением лучше всего с Божественной литургии: это главная служба Церкви. Кроме того, именно на ней верующие присутствуют чаще всего, её тексты первыми запоминаются. Здесь представлена лишь небольшая часть литературы о богослужении — на разный вкус и потребности.

 

Дерзну сказать, что Бог отвечает на молитвы примерно тремя способами: «Да», «Нет», «Подожди». Когда мы получаем положительный «ответ», особенно если это ответ быстрый, то радости нашей нет предела. А вот различить «Нет» и «Подожди» мы порой просто не умеем.

Пасха – великий праздник не только по своему значению, но и по времени, в течение которого он продолжается. У большинства двунадесятых праздников попразднство длится неделю, Пасха же продолжается целых 40 дней. Это соответствует тому периоду, в течение которого Спаситель после Своего Воскресения пребывал на земле и являлся своим ученикам. Попразднство – период после праздника, в течение которого Церковь продолжает вспоминать прошедший праздник и использовать в богослужении тексты, посвященные этому церковному событию.