shapka

Наша вера

Есть место в книге Откровения, где тайнозритель Иоанн повествует нам, что когда придет время и мы все будем в Царстве Божием, то каждый получит имя таинственное, которое знает только Бог, дающий его, и познает тот, кто его получает. Это имя как бы содержит в себе всю тайну человека; этим именем сказано все о нем; этого имени никто не может знать, кроме Бога и получающего его, потому что оно определяет то единственное, неповторимое соотношение, которое существует между Богом и Его тварью – каждой, единственной для Него тварью.

В Евангелии есть целый ряд мест, где Христос открыто заявляет, что Он – Сын Божий в каком-то совершенно особенном, исключительном смысле; что Он – Единственный, Единородный Сын Божий. В Евангелии от Иоанна, на вопрос, Ему поставленный, Он отвечает: Я – Сущий, Я – Тот, Кто есть... Эти слова в Ветхом Завете употреблены Самим Богом в ответ на вопрос Моисея: Кто Ты? – Я Тот, Кто есть: Мне нет определения, Я есть, Я единственный, Кто есть... И в других местах Христос заявляет, что Он действительно Бог, пришедший плотью на землю. 

Заслуженно много сегодня говорят о вере: веруешь ли ты, правильная ли у тебя вера, живая ли. Веру разъясняют, ей научают – и все это вполне оправданно, ведь без уразумения этого основополагающего понятия вряд ли можно надеяться на спасение. Но рядом со словом «вера» часто звучит еще одно слово – доверие. В беседе с протоиереем Евгением Попиченко мы попробуем разобраться в том, какой смысл вкладывается в это слово, как научиться доверять, кому доверять можно, а кому нельзя.

Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став Человеком и умерев за нас и ради нас.

Наверное, каждый, даже далекий от веры человек, хотя бы раз заходил в храм. Кто-то - лишь для совершения церковных обрядов, а кто-то – потому что находит здесь единственное пристанище, где можно обрести душевный покой и побыть наедине с Богом. Но, к сожалению, не всегда наши ожидания от посещения церкви совпадают с реальностью.

Раз за разом мы читаем и в Евангелии, и в Ветхом Завете о чудесах, и поистине можем видеть их на протяжении веков в жизни Церкви: чудеса исцеления, чудеса обновления человеческой жизни силой Божией. И иногда люди – все мы – задаем себе вопрос: что такое чудо? Значит ли, что в момент чуда Бог насилует собственное творение, нарушает его законы, ломает что-то, Им Самим вызванное к жизни? Нет, это было бы магическим действием, это значило бы, что Бог сломил непослушное, подчинил силой то, что слабо по сравнению с Ним, Который силен.

Еще одно размышление о неофитстве в ответ на письмо, пришедшее нам в редакцию. Священник Димитрий Фетисов - о том, как строить взаимоотношения в семье, где один из членов недавно пришел к вере.

В нашу редакцию пришло письмо. В нем не вопрос, скорее – крик души: как жить, если ты пришел к вере – единственный в своей семье – и не встречаешь понимания близких?