shapka

История Христианства

После окончания смутного времени и воцарения на российском престоле Михаила Федоровича Романова влияние Православной Церкви заметно усилилось. Этому способствовала не только деятельность патриарха Филарета Никитича — родного отца царя, но и возросшая религиозность русского общества. Все, от простого крестьянина до самого царя, понимали, что без помощи Божией и крепкой веры страна не выдержала бы такого страшного испытания, каким была смута.

Завоевание Иерусалима мусульманским халифом Омаром Ибн эль-Хаттабом в 638 году положило начало 450-летнему периоду Арабского владычества, закончившемуся со взятием города Крестоносцами в 1099 году.

В 1632 году в Польско-Литовском государстве умер фанатичный католик и яростный насадитель унии король Сигизмунд III, правивший своим народом 45 лет. В дни правления этого короля все православные подданные его державы не имели никаких прав и считались людьми второго сорта. Это часто приводило к острым межрелигиозным конфликтам. На тех территориях страны, где исконно проживало православное население, вспыхивали народные восстания, звучали призывы к отделению и антигосударственной деятельности.

В VI веке, особенно в правление Юстиниана (527-565), развитие Иерусалима достигло своего максимума. Этот император известен своими масштабными строительными проектами по всей Византийской империи, включавшими застройку Иерусалима, где среди многих других зданий, он построил Церковь Неа (большая базилика в честь Богородицы)  и завершил строительство Кардо (центральной улицы). Доказательством расцвета города в тот период стало увеличение числа паломников, многие из которых оставляли отчеты о том, что видели.

Конец IV и начало V веков стали временем христианского религиозного возрождения, что повлияло на облик Иерусалима. Люди, творившие в этот период, коренным образом изменили статус Иерусалима в христианском мире и много вложили в развитие города.

Переход от Римского периода к Византийскому произошел без каких-либо сильных потрясении, хотя и стал причиной кардинальной перемены структуры и статуса Иерусалима. В течение долгого времени городом управляли язычники, для которых он не имел никакой религиозной ценности. Все изменилось в 324 году, когда император Константин Великий получил контроль над Восточной Римской империей.

Временем окончания смуты в Российском государстве принято считать 1613 год. В этом году представители всех русских земель избрали на соборе нового царя — шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова. В земской соборной грамоте было подчеркнуто, что его пожелали на царство «все православные христиане всего Московского государства».

Одна из наиболее героических страниц в истории смуты связана с подвигом защитников Троице-Сергиевой лавры. Еще при Василии Шуйском, видя слабость царской власти, вокруг Москвы начало собираться множество вооруженных шаек. Они состояли из русских изменников и польских интервентов. Их отряды своей жестокостью наводили ужас на местных жителей, которых заставляли присягать очередному Лжедмитрию. «Убивая и истребляя все, что попадалось на пути, они превращали в пепел все большие селения, — вспоминает один из очевидцев этих событий. — Какой значительный вред был нанесен русской земле убийствами, грабежом и пожарами выразить невозможно. Как только земля могла выдержать все это?»