shapka

Первые шаги в храме

С понедельника 18 апреля 2022 года для всех православных христиан началась Страстная Седмица – неделя, завершающаяся праздником Святой Пасхи, Светлым Христовым Воскресением. Во всех храмах пройдут богослужения, посвященные этим дням, которые в церковной традиции называются «Великими».

Страстная Седмица – время, которое Церковь особо выделяет перед Пасхой и не включает в сам Великий пост. В эти дни верующие призваны прожить события последних дней жизни Спасителя, его крестный путь, смерть и встретить Светлое Христово Воскресение. Богослужения этой недели особенные, большая часть из них совершается всего раз в году, в них звучит множество текстов и песнопений, создающих неповторимое ощущение исключительности этого времени.

Есть у меня один прекрасный друг, который поет в церковном хоре. Причем поет довольно давно, лет восемь точно. Но в последние годы начал скидывать мне фотографии из Минеи с выделенными фразами: «А вот здесь у меня голова кругом пошла», «А это точно переводится?», «Ты это понимаешь, а прихожане понимают?».

В древние библейские времена пост означал абсолютный отказ от пищи. И были особые дни, когда люди накладывали на себя такое воздержание, принося таким образом жертву Богу. В наше Новозаветное время значение поста в Православной традиции изменилось.

Пост – это особое время, когда мы пытаемся вернуться к первозданной гармонии между душой и телом, когда мы пытаемся не жить только жизнью тела, стараемся жить для Бога и для наших ближних. Но у поста, помимо сильных сторон, есть и слабые стороны. В пост случается множество искушений, и к этим испытаниям мы должны быть готовы. Какие же искушения подстерегают нас на протяжении долгого поприща Великого поста? Искушения могут быть разные: искушение что-то съесть или выпить, искушение забыть о молитве, искушение не совершать поклонов и так далее. Но одно из главных искушений поста – это раздражение.

Приходящие в храм часто выражают свое недоумение по поводу непонятности церковных текстов. В качестве решения проблемы обычно предлагается перевести богослужение на русский язык. На мой взгляд, перевод проблему не решит, поскольку желание в чем-то разобраться предполагает некоторые «трудошаги»: если ученик не понимает, как решать уравнение с X, то программу для него не упрощают, а помогают разными способами разобраться с проблемой – научиться. Аналогичная история и с богослужебными текстами: непонятно – стоить потрудиться, почитать, поспрашивать, начать, так сказать, самообразовываться. И первое, что в этом может помочь, - это тесное знакомство с богослужебными книгами.

Особенностью греховного человеческого естества является стремление всё обратить в свою пользу. Даже заповеди и повеления Божии мы пытаемся понимать и выполнять таким образом, чтобы нам это было приятно, легко и удобно. А если что-то не выполняем - ищем виноватых. Вспомним грехопадение человека в раю: первый человек, Адам, ослушавшись заповеди Бога, начал обвинять не только свою жену, но и Самого Бога: это всё она, «которую Ты мне дал».

«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен ecи во веки веков. Аминь».