shapka

Таинства и обряды Церкви

Великий пост — особенное время. Каждый призван обратить свои мысли внутрь собственной души и постараться изменить ее к лучшему, искоренить то, что мешает ей быть с Богом. В этот период меняется все: просыпается природа, усложняется распорядок жизни человека, его рацион и кардинальным образом меняется богослужение — его ритм, содержание, даже сами службы. Церковь мудро устраивает так, что богослужебное время с его текстами и особыми событиями помогает человеку идти путем Великого поста, показывает примеры постных подвигов, образцы покаяния и укрепляет особыми торжествами даже в это строгое время.

Регент Борисо-Глебского собора Дарья Трофимова уже рассказывала нам о Литургии - главной церковной службе. Иначе её называют обедней. Литургия как правило совершается в храмах рано утром, именно за литургией верующие участвуют в Таинстве Евхаристии - причащаются Святых Христовых Таин. Подробнее о молитвах Евхаристии - в сегодняшнем тексте.

"Благословен Бог наш" - этой фразой священника начинается любое православное обиходное богослужение. Благословен Бог - и в жизни, и в смерти. В радости и печали, веселии благодарственного молебна и скорби отпевания - Благословен Бог! 

Святки – это чреда праздничных дней, начинающихся в ночь Рождества Христова и заканчивающихся праздником Крещения Господня. В этот период не положено постных дней, зато благословляется радость частого Причастия, дела милосердия и благотворительности. Церковь во время Святок не совершает Таинства Венчания, что связано с особым акцентом на духовную составляющую рождественских дней.

Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став Человеком и умерев за нас и ради нас.

Чинопоследование Таинства Венчания формируется не сразу и складывается лишь к XVI веку. В первые три столетия христианства, когда верующие вступали в брак, они просто приступали к Евхаристии: совместно причащались и получали благословение на семейную жизнь у епископа.

Мы привыкли к тому, что она занимает центральное место в нашем богослужении и очень многие из нас встают при пении «Херувимской» на колени. Однако, если мы обратимся к истории, то поймем, что это не совсем верно.

На дворе Великий пост. А это значит, что мы будем стараться чаще приступать к Таинству Святого Причащения и, естественно, чаще открывать молитвослов, обращаясь к Последованию ко Причащению (специальным псалмам и молитвам).