Раскол в Западной Церкви, начатый Мартином Лютером в XVI веке, привел Европу к разделению. С течением времени противоречия между расколовшимися частями когда-то единой христианской Церкви только усиливались. Религиозные войны, которые последовали за церковным расколом, в XVI веке подарили Европе в общей сложности только 25 мирных лет, а в веке XVII — лишь около 20-ти. Причем те, кто желал реформировать папскую Церковь, относились друг к другу с еще большей ненавистью и злобой, чем к их общему недругу — Риму.
Крестоносцы взяли Иерусалим 15 июля 1099 года после пятинедельной осады. Статус его тут же изменился из города в далекой провинции до столицы независимого царства и центра христианского мира.
Рост христианской общины требовал от апостолов постоянных забот и усилий по ее организации и благоустройству. В помощь апостолам было избрано 7 диаконов, над которыми был совершен чин рукоположения (Деян. 6. 1-6). Самым выдающимся среди них был Стефан.
Придя к власти, Аббасиды перенесли столицу империи из Дамаска в Багдад (в 762 году), в результате чего центр власти стал дальше от Иерусалима, потерявшего свой статус. Мало кто из новых халифов посещал Иерусалим, и в этот период его в той или иной степени «игнорировали». С Купола Скалы соскребли золото и серебро, чтобы отчеканить монеты для оплаты расходов по восстановлению зданий на Храмовой Горе (это случилось при халифе аль-Мансуре, правившем с 754 по 775 годы).
Первое поколение христиан - Апостолы и Евангелисты - сходит с исторической арены на рубеже первого и второго века. Им на смену приходят мученики и исповедники. Именно они, на протяжении следующих двух столетий будут главной действующей силой в истории Христианской Церкви.
После окончания смутного времени и воцарения на российском престоле Михаила Федоровича Романова влияние Православной Церкви заметно усилилось. Этому способствовала не только деятельность патриарха Филарета Никитича — родного отца царя, но и возросшая религиозность русского общества. Все, от простого крестьянина до самого царя, понимали, что без помощи Божией и крепкой веры страна не выдержала бы такого страшного испытания, каким была смута.
Завоевание Иерусалима мусульманским халифом Омаром Ибн эль-Хаттабом в 638 году положило начало 450-летнему периоду Арабского владычества, закончившемуся со взятием города Крестоносцами в 1099 году.
В 1632 году в Польско-Литовском государстве умер фанатичный католик и яростный насадитель унии король Сигизмунд III, правивший своим народом 45 лет. В дни правления этого короля все православные подданные его державы не имели никаких прав и считались людьми второго сорта. Это часто приводило к острым межрелигиозным конфликтам. На тех территориях страны, где исконно проживало православное население, вспыхивали народные восстания, звучали призывы к отделению и антигосударственной деятельности.