В современной проповеди принято делать упор на то, что Бог — наш любящий Отец, и об этом всегда нужно помнить. Это верное утверждение!
Но из него иногда делается неверный вывод в духе современного инфантилизма: если Он Отец — Он же потерпит, пока я немного победокурю! Он же Бог, Он «должен» простить.
«Человек пришёл в храм. Он забыл выключить телефон, который во время молитвы зазвонил. Священник отчитал его. Люди, которые молились рядом, ругали его после молитвы за то, что он нарушил тишину. Всю дорогу домой его жена выговаривала ему за невнимательность. На его лице можно было увидеть стыд, растерянность и унижение.
Недавно мы переписывались с одним молодым человеком, искали краткое название для нашего молодежного сообщества при храме праведного Иоанна Кронштадтского. По законам соцсетей оно должно было быть коротким, а сократить должным образом не получалось. «Кронштадтская молодёжка»? Но какая же она кронштадтская, когда находится в Рязани? Да и само слово «молодёжка» в официальном названии звучит несерьёзно… Нужно было что-то придумать.
Что является самым главным для православного человека, воина? Примером для всех нас являются слова великого полководца Александра Васильевича Суворова – человека, который жил жизнью Церкви, подвижника благочестия, который, хотя не потерпел ни единого поражения, всегда заботился не только о воинской выучке, но и, главное, о воинском духе солдат. Он стремился внушить им мысль о молитве, стремился донести до своих подчиненных мысль о том, что источник победы – это всегда Бог. «Молись Богу, от Него победа, – говорил он, – Он наш Генерал!»
Не раз отмечала, что на православном молодежном международном фестивале «Братья», который проходил этим летом под Можайском, собираются самые настоящие братья и сестры, близкие по духу, и неважно, кто ты и откуда. В этом году особенно радостно было увидеть ребят из Волновахи, Донецка и даже Украины. С 24 февраля, когда много было непонятного, нам, участникам фестиваля, большой поток новостей и сложную, неожиданную для всех ситуацию помогал распутывать наш друг из Донецка, корреспондент и новостник информационного агентства «Новороссия» Александр ИВАЩЕНКО. Он тоже, к счастью, доехал на фестиваль, и я попросила Сашу рассказать о жизни людей, которые долгое время живут под прицелом, о том, как не унывать в тяжелый период, и о вере под обстрелами.
21 сентября 1937 года, в православный праздник Рождества Богородицы, вышло в свет первое издание детской книжки Джона Толкина «Хоббит». Книга быстро приобрела огромную популярность, поклонников и подражателей по всему миру, породила движение «толкинистов» всех мастей и новый жанр литературы — фэнтези. Что мы знаем об авторе и его творении?
Христиане-протестанты очень любят рисовать такую схематическую картинку: сверху листа стоит крупными буквами выведенная надпись «Бог». Под ней проходит сплошная линия, отделяющая 1/3 листа. Снизу жирным шрифтом набрано «человек» - и тоже отчёркнуто, только сверху. А через получившееся пространство, через пропасть между Богом и человеком, словно мост, перекинут Крест Христов. Образ, согласитесь, довольно сильный и доходчивый. Но в православной церковной традиции бережно сохранен еще один образ, связанный с Крестом. Крест Христов Церковь сравнивает с Райским Древом Познания Добра и Зла. Но если, вкусив от этого Древа, Адам и Ева Жизнь вечную потеряли, то, вкушая от древа Креста, человек Жизнь вечную приобретает.
«Вот буддизм учит, как избегать страдания, потому и популярен. А христианство и в XXI веке проповедует страдание, судя по тому, как у вас много дней памяти всевозможных мучеников!» — Такой интересный комментарий довелось прочитать в интернете день памяти великомученика и целителя Пантелеимона.
Действительно, в глазах обывателя христианство — это только проповедь страдания, «узкого пути» и всевозможных ограничений ради ограничений. Так ли это? Спойлер: не так. Давайте разберемся, чему на самом деле нас учит Церковь, почитая святых мучеников? Как христианин должен относиться к страданиям и может ли он их избегать без вреда для совести?