shapka

Священное Писание

"Господь мой и Бог мой!" - восклицает апостол Фома, увидев воскресшего Спасителя. А ведь за несколько дней до этого тот же Фома отказывался верить другим ученикам, уверявшим, что Христос действительно воскрес. Этот отрывок Евангелия от Иоанна читается в следующее воскресенье после Пасхи. 

В день Светлого Христова Воскресения на праздничной Литургии читается начало 1 главы Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог..." Есть традиция в Пасхальную ночь читать это повествование на нескольких языках. Это повествование имеет очень глубокий смысл, напрямую связанный с праздником. О значении этого отрывка размышляют священники Рязанской епархии.

В праздник Входа Господня в Иерусалим Евангелие напоминает нам о торжественной встрече Спасителя жителями Иудеи, о радостных возгласах "Осанна!" и о желании первосвященников убить Христа. Накануне Мария омывает ноги Учителя драгоценным миром, а Иуда предлагает продать это масло и раздать деньги нищим...

Насколько мало Священное Писание повествует нам о Пресвятой Деве Марии, мы можем судить по тому немногообразию богослужебного чтения, которое совершается Церковью накануне богородичных праздников. Но именно это обстоятельство заставляет нас подходить к тексту Священного Писания очень внимательно. Важны каждое слово, даже незначительные на первый взгляд детали.

В пятое воскресенье Великого поста, за две недели до Пасхи, Церковь предлагает нам вспомнить отрывок Евангелия от Марка о том, как к Иисусу подошли апостолы Иаков и Иоанн и захотели находиться "по правую и по левую руку" от Него. "Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?" - спросил на это Христос и добавил: "Кто хочет быть бо́льшим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом", - ответил им Христос (Мк.10:38, 43-44). Кто же действительно готов всегда быть рядом со Христом и пить с Ним из одной Чаши? Об этом, а также о других значимых смыслах этого повествования размышляют священники Рязанской епархии.

В 4-е воскресенье Великого поста Церковь предлагает нам вспомнить Евангельскую историю об исцелении одержимого злым духом юноши. Спустившись с горы Фавор после Своего Преображения, Христос встретил апостолов, которые не смогли исцелить бесноватого. "Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему" - говорит Христос безутешному отцу. "Верую, Господи! помоги моему неверию..." - ответил тот. По просьбе отца Христос исцеляет мальчика и преподает всем присутствующим еще один урок веры. 

В третье воскресенье Великого поста, в Неделю Крестопоклонную, на Литургии читается отрывок Евангелия от Марка. Христос рассказывает собравшимся вокруг него людям и ученикам, как наследовать Царство Небесное: необходимо необходимо "потерять" душу свою ради Христа и Евангелия, и тогда она будет "сбережена". Что означают эти необычные слова? Как можно одновременно потерять и "сберечь" душу? Христос говорит о том, что нужно взять свой крест и последовать за ним. В нашем понимании "крест" - это некие страдания, испытания... Но это ли подразумевает Спаситель?

2-я Неделя Великого поста посвящена памяти святителя Григория Паламы. В этот день на Литургии читается отрывок Евангелия от Матфея об исцелении расслабленного человека. Почему именно это повествование Церковь избрала для дней Четыредесятницы и как оно связано с учением Григория Паламы о фаворском свете? Почему Христос исцеляет болезни через прощение грехов и почему возмутились этому фарисеи и первосвященники? Об этом и многом другом размышляют священнослужители Рязанской епархии.