shapka

Первые шаги в храме

На 9 день от Пасхи отмечается Радоница — день особого поминовения усопших. Из отношения к смерти вырастают все культуры, сколько их ни есть. Совсем не одно и то же думать о себе, что ты временное и случайное явление под вечным шатром небес, и наоборот, быть уверенным в том, что «небо свернется, как свиток», а ты будешь существовать вечно.

Кто бывает на пасхальном богослужении, заметил, наверное, что вовремя Литургии Царские врата – центральные двери, ведущие в алтарь – не закрываются. И не только на службе, но еще на протяжении всей Светлой седмицы (так называется первая неделя после Пасхи). Они остаются открытыми, даже когда причащаются священнослужители.

В эти послепасхальные дни невольно все возвращаешься к тому же вопросу: если в неслыханном утверждении - Христос Воскресе! - вся суть, вся глубина, весь смысл христианской веры, если, по слову апостола Павла, «вера наша тщетна», если не воскрес Христос, то что же означает это для нашей, для моей жизни сейчас, здесь?

«Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» - эти самые радостные для каждого христианина слова будут еще 40 дней звучать праздничным приветствием из уст верующих.

В великую субботу нам словно приходится сдерживать в себе радость от грядущего праздника Воскресения Христова. Ликование и торжество уже чувствуются в настроении и поведении людей, ожидающих Пасхальной ночи. Этому в немалой степени способствует великое чудо, являемое Господом ежегодно накануне Пасхи: схождение Благодатного Огня в храме Гроба Господня.

Мы вступаем в тяжелые дни: в дни, когда мы вспоминаем Страсти Христовы, в дни, когда и нам будет нелегко приходить в храм выносить долгие службы, молиться. Многие поставят перед собой вопрос: А стоит ли ходить, когда тело так устало, когда мысли разлетаются, когда нет внутренней собранности и настоящего участия в том, что происходит?..

Подходит к концу Великий пост. На богослужениях последней недели мы словно проживаем дни, посвященные Евангельским событиям: торжественный вход Спасителя в Иерусалим, Его арест и последовавшие за этим крестные страдания.

Праздники бывают разные. Сейчас мы встречаем праздник Входа Господня в Иерусалим; это один из самых трагических праздников церковного года. Казалось бы – всё в нем торжество: Христос вступает в Святой град; встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом; разве здесь есть что-то трагическое?