Сколько верующих людей пострадало в начале ХХ века от репрессий, до сих пор неизвестно. И, наверное, только небольшая их часть прославленна сегодня в лике святых. Но есть такой день в православном календаре, когда мы совершаем память всех усопших, пострадавших в годы гонений за веру Христову и вспоминаем их подвиг.
Ее работы – чувства и эмоции, вырвавшиеся наружу. Ее жизнь – замкнутое пространство души, в которое она никого не пускала. Ее фамилия навевает образ трогательного, беззащитного создания, а жизнь показывает ее волевую, мятежную натуру. Анна Голубкина – скульптор Серебряного века, женщина с золотой душой и человек с железным характером.
Село без храма - вполне типичная картина конца прошлого века. А вот церковь без села - даже в наши дни явление уникальное. Богоявленский храм, грандиозным видом своим напоминающий городские соборы, стоит в чистом поле один одинешенек. Тридцать пять лет назад из села, которое называлось Богоявленским погостом, уехала последняя семья. Время не оставило ни одного намека на человеческое жилье. И только церковь, возвышающаяся над безлюдным пространством, напоминает, что здесь когда-то кипела жизнь.
Кто же из нас не читал, не переживал, а может, даже и плакал над сказками «Снежная королева», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик»? Те, у кого сейчас растут маленькие дети, внуки, несомненно, продолжают читать удивительные сказки Ханса Кристиана Андерсена.
На следующий день после Рождества Христова, 8 января по новому стилю, празднуется Собор Пресвятой Богородицы – Святая Церковь прославляет Пречистую Деву, послужившую Тайне Боговоплощения.
Покрытые плесенью мокрые стены, от которых веет холодом. На кроватях мешки, набитые соломой, запах мокрой одежды и человеческого тела – эта камера в рязанской тюрьме. Среди разношерстной публики выделяется один человек. Он одет в приличный костюм, борода еще того - «дореволюционного» - образца аккуратно пострижена, во всей внешности интеллигентность и достоинство образованного и хорошо воспитанного человека. Это был директор Рязанского краеведческого музея, историк, архивист, краевед Степан Дмитриевич Яхонтов.
В ходе церковной реформы, проводимой Петром I в начале 18 века, было достигнуто не только снижение влияния Церкви, но и полная ее зависимость от монаршей власти. Так в 1722 году в известный уже тогда Николо-Радовицкий монастырь прибыли подводы из Москвы. По именному указу императора из «опасения суеверных проявлений среди народа» из обители изъяли резную скульптуру святителя Николая, чтобы спрятать ее подальше от людских глаз в стенах здания Священного Синода.
Село Чирково Ряжского района Рязанской области, кажется, совсем не отличается от тысяч поселений, раскиданных по территории нашей страны. В «Историко-статистическом описании церквей и монастырей Рязанской епархии», составленном священником Иоанном Добролюбовым, мы читаем: «Чирково, омываемое с северной стороны рекою Мошею, в качестве села «Чиркина с церковью св. чудотворцев Косьмы и Домиана» упоминается в окладных книгах 1676 года…» Далее идет перечисление церковных пашен, сенных покосов, деревень состоящих в приходе. И только когда в повествовании начинается рассказ о новой каменной церкви в честь иконы Знамения, строительство которой началось в 1813 году благодаря помещице Наталье Васильевне Кайсаровой, хочется эту историю узнать подробнее.