"Господь мой и Бог мой!" - восклицает апостол Фома, увидев воскресшего Спасителя. А ведь за несколько дней до этого тот же Фома отказывался верить другим ученикам, уверявшим, что Христос действительно воскрес. Этот отрывок Евангелия от Иоанна читается в следующее воскресенье после Пасхи. О вере, неверии и исповедании Бога размышляют священники Рязанской епархии.
А Пасха скоро? Скоро Пасха? Кажется, едва ли не с Рождества Христова верующих волнует этот вопрос. Все ждут Великого поста, потом готовятся к Празднику праздников, и вот... Он пришел. И все? Конечно же, нет! Зеркально посту – Святой Четыредесятнице – великий праздник Воскресения Христова празднуется целых сорок дней.
Когда читаешь Евангелие, то убеждаешься, что поступки и слова Иисуса Христа не укладываются в обычные рамки. Поэтому, когда Он спросил, за кого Его принимают люди, ученики ответили, что «одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию» (Мф. 16:14) - воскресших грозных пророков или за какого-то ещё пророка. Чудеса, совершенные Им, поражали, милосердие и высота учения Его привлекали к Нему множество народа, некоторые слова Его вызывали гнев (речь в Назарете (Лк. 4:24-30)) и недоумение (речь о вкушении Тела и Крови Его (Ин. 6: 53-57)). Но ученики Его по любви и доверию к Нему не уходили от Него, хотя часто не понимали Его глубоких речей.
В праздник Воскресения Христова на богослужении читается самое начало первой главы Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог..." Это повествование имеет очень глубокий смысл, напрямую связанный с праздником.
Великая суббота – это удивительный день. По-еврейски суббота – «шаббат» - буквально означает покой. На еврейском языке каждый день также обознается числительными: воскресенье – день первый, понедельник – день второй и так далее… И все венчает суббота – то есть, «день покоя». Но та суббота, которую мы называем Великой, стала субботой необычной, субботой совершенно особой – во всей человеческой истории. Это тот день, когда оказалась разделенной душа Спасителя и Его тело. И Спаситель телом упокоился.
Во время чтения Евангелия о страданиях Господних перед нами проходят события, которые мы всегда вспоминаем в Страстную Пятницу: море людской злобы и ненависти, вдруг обрушившееся на Божьего Избранника - на Сына Божия.