В четвертое воскресенье Великого поста на Литургии читается отрывок Евангелия от Марка об исцелении юноши, одержимого бесом. "Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему" - говорит Христос безутешному отцу. "Верую, Господи! помоги моему неверию..." - ответил тот. О значении этого повествования размышляет священник Вячеслав Савинцев и игумен Паисий (Савосин).
Есть у меня один прекрасный друг, который поет в церковном хоре. Причем поет довольно давно, лет восемь точно. Но в последние годы начал скидывать мне фотографии из Минеи с выделенными фразами: «А вот здесь у меня голова кругом пошла», «А это точно переводится?», «Ты это понимаешь, а прихожане понимают?».
В древние библейские времена пост означал абсолютный отказ от пищи. И были особые дни, когда люди накладывали на себя такое воздержание, принося таким образом жертву Богу. В наше Новозаветное время значение поста в Православной традиции изменилось.
Великий пост — особенное время. Каждый призван обратить свои мысли внутрь собственной души и постараться изменить ее к лучшему, искоренить то, что мешает ей быть с Богом. В этот период меняется все: просыпается природа, усложняется распорядок жизни человека, его рацион и кардинальным образом меняется богослужение — его ритм, содержание, даже сами службы. Церковь мудро устраивает так, что богослужебное время с его текстами и особыми событиями помогает человеку идти путем Великого поста, показывает примеры постных подвигов, образцы покаяния и укрепляет особыми торжествами даже в это строгое время.
В Евангелии от Луки читаем глубоко важное слово Христово: «...терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19). О, Господи наш, Господи! Что говоришь Ты!? Неужели так огромно, так безмерно значение добродетели терпения, что она может даже спасать души наши?
Пост – это особое время, когда мы пытаемся вернуться к первозданной гармонии между душой и телом, когда мы пытаемся не жить только жизнью тела, стараемся жить для Бога и для наших ближних. Но у поста, помимо сильных сторон, есть и слабые стороны. В пост случается множество искушений, и к этим испытаниям мы должны быть готовы. Какие же искушения подстерегают нас на протяжении долгого поприща Великого поста? Искушения могут быть разные: искушение что-то съесть или выпить, искушение забыть о молитве, искушение не совершать поклонов и так далее. Но одно из главных искушений поста – это раздражение.
Приходящие в храм часто выражают свое недоумение по поводу непонятности церковных текстов. В качестве решения проблемы обычно предлагается перевести богослужение на русский язык. На мой взгляд, перевод проблему не решит, поскольку желание в чем-то разобраться предполагает некоторые «трудошаги»: если ученик не понимает, как решать уравнение с X, то программу для него не упрощают, а помогают разными способами разобраться с проблемой – научиться. Аналогичная история и с богослужебными текстами: непонятно – стоить потрудиться, почитать, поспрашивать, начать, так сказать, самообразовываться. И первое, что в этом может помочь, - это тесное знакомство с богослужебными книгами.
2-я Неделя Великого поста посвящена памяти святителя Григория Паламы. В этот день на Литургии читается отрывок Евангелия от Марка об исцелении расслабленного человека.