shapka

Наша вера

Господу нашему Иисусу Христу угодно было отметить кончину Своей Пречистой Матери во плоти человеческой как великое событие в истории Церкви и даже в истории мира. Святая Церковь чтит Успение Пресвятой Богородицы двухнедельным постом, по строгости равным Великому посту.


Вы помните глубоко волнующие нас слова Господа нашего Иисуса Христа, висевшего на кресте, сказанные незадолго до страшного слова «Совершишася...»: «Жено! Се, сын Твой» (Ин. 19, 26), и, обратив взор свой к любимому ученику Своему Иоанну: «Се, Мати твоя» (Ин. 19, 27). И до смерти своей жила Пресвятая Богородица с нареченным сыном Своим Иоанном, и в большой горнице дома его совершилось великое Успение Ее.

Она лежала на смертном одре, в возглавии которого блистала неземным светом райская ветвь, принесенная Пресвятой Богородице Архангелом Гавриилом за три дня до Ее смерти. Возле смертного одра Пресвятой Богородицы сидел Ее нареченный сын Апостол Иоанн и следил за Ее вздохами, становившимися все более редкими. Когда настал последний вздох, погасла райская ветвь и продолжали гореть только погребальные свечи...

И внезапно горница Пресвятой Девы стала небом: она наполнилась облаками, на которых были чудесно принесены святые апостолы, проповедовавшие во всех концах тогдашнего земного мира. 

Совершилось и нечто гораздо более великое: с целым сонмом Ангелов сошел с небес к одру Своей Пречистой Матери по плоти Сам Господь и Бог наш Иисус Христос, чтобы принять Ее святую душу. С Ней и с сонмом Ангелов Он опять вознесся на небо – и остались одни апостолы.

Они воспели погребальные песни, окадили фимиамом тело и, подняв на рамена свои Ее одр, понесли его в Гефсиманский сад, где завещала похоронить себя Пресвятая Богородица. Поставили тело Усопшей в каменную гробницу, высеченную в скале, и закрыли ее большим плоским камнем.

По устроению Божьему, апостол Фома, проповедовавший в далекой Индии, был принесен на облаке в Иерусалим только на третий день после погребения Пречистой. В большом горе он просил апостолов хотя бы показать ему гроб Пресвятой Богородицы. Повели его в Гефсиманию, отвалили камень, закрывавший гробницу, и с изумлением увидели, что она пуста.

Но могло ли быть иначе?!! Мог ли Господь наш Иисус Христос допустить, чтобы тело Святейшей святых, Пречистый Храм Спасов, подверглось разложению и тлению наравне с телами всех грешных людей? О, нет, конечно, нет! Самая мысль об этом невыносима для нас. И с глубокой верой принимаем мы, православные, и вся Римо-католическая Церковь непреложное предание Церкви о воскресении и вознесении на небо Пресвятой Богородицы.

Есть у нас и материальное свидетельство о глубокой древности и истинности этого церковного предания. В испанском городе Сарагосе, в церкви Св. Энграция хранится доселе каменный саркофаг, на котором вырезано изображение вознесения на небо Пресвятой Богородицы. Этот саркофаг стоит в Сарагосе с первой половины IV-го века по Рождестве Христовом. И на некоторых древних русских иконах находим ясные следы веры давних наших предков в вознесение на небо Пресвятой Богородицы.

Очень важно нам правильно понять и запомнить слова тропаря великого праздника Успения Пресвятой Богородицы: «...во успении мира не оставила еси, Богородице...».

Ее кончина не была общей для всех людей смертью, о которой поется во втором антифоне литургии: «Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его» (Пс. 145, 4).

У всех людей в момент смерти прекращаются все функции тела и души и теряются все связи с жизнью земной. Остается только вечная жизнь духа, освободившегося от связи с телом и душой. Этого не было при кончине Божией Матери. Только на время померкло сознание Ее и прекратилось дыхание Ее, но все функции святейшего тела Ее только изменились. Навсегда исчезла потребность во сне, пище и питии. Началась жизнь ангельская, но не прервалась связь духовная с миром земным, и истинно сказано в тропаре праздника: «...мира не оставила еси, Богородице...». Она – всегдашняя молитвенница о нас пред Богом, Своим предстательством спасающая от вечной смерти – Заступница Усердная рода христианского.

Будем же всем сердцем любить и чтить Ее как общую для всех смиренных и грешных Предстательницу о нас пред Ее Божественным Сыном, Господом нашим Иисусом Христом. Ему же слава и держава со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом.

Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)

Подходит к концу Успенский пост – один из четырех многодневных постов, установленных Церковью для молящихся. Он начинается 14 августа и продолжается продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа.

В сей великий день вспоминаем о преславном Преображении Господа и Бога нашего Иисуса Христа, когда явил Он нам Божественный свет Лица Своего, всего Естества Своего. Надлежит нам вникнуть в то, что такое свет духовный. О свете духовном будет речь моя.

Что такое пост? Зачем нужно поститься, разве недостаточно просто не делать зла? И почему в Православии так много постов? Такие вопросы порой задают новоначальные или интересующиеся верой люди. Попробуем разобраться!

В 9-ю Неделю по Пятидесятнице на Литургии читается отрывак Евангелия от Матфея. После того, как Христос накормил 5000 человек, Он попросил учеников отплыть в лодке, а Сам остался на берегу молиться. Ночью во время бури апостолы увидели, как Учитель идет к ним прямо по воде. Апостол Петр захотел пойти Христу навстречу, но усомнился и начал тонуть. О вере, сомнениях и доверии Богу размышляют священник Павел Коньков и священник Евгений Алёнин.

14 августа начинается двухнедельный пост, предваряющий Успение Божией Матери, Матери Спасителя мира. Но на слуху у всех названия «Медовый Спас», «Яблочный Спас», «Ореховый (или Хлебный, Холщовый) Спас», ибо многим знакомо, что «Первый Спас – на воде стоят, второй Спас – яблоки едят, третий Спас – на зеленых горах холсты продают». А потому дни 14, 19 и 29 августа в церковном календаре как бы специально приурочены для освящения мёда, яблок, зерна, и толпы людей приходят в храмы «святить» их, совершенно не вспоминая о Пресвятой Богородице.

В современном православном богослужении словом антифон называется довольно значительное количество текстов. Антифон в переводе с греческого — это «противогласие» или «ответ звуком на звук», название относится больше к способу исполнения церковного текста, нежели к жанру самого текста.

Вы слышали в нынешнем Евангельском чтении об одном из величайших чудес Христовых – о насыщении пятью хлебами и двумя рыбами гораздо более чем пяти тысяч человек. Зачем Господь сотворил это чудо? Каково значение его для нас? Зачем вообще Господь творил Свои чудеса?