2 марта 2020 года – начало Великого Поста. Задолго до этого, важнейшего в церковном календаре события, многие люди подходят и спрашивают совета, как им лучше поститься: построже или с послаблениями. На языке канонического права это можно выразить такими древнегреческими терминами, как «акривия» и «икономия» (ударение на предпоследний слог).
Сегодня всё громче слышен призыв к тому, что надо часто причащаться. И этому, действительно, находится подтверждение в Священном Писании. Иисус Христос говорит толпе: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин 6:53).
В числе древних аскетических добродетелей, о которых говорят монахи-подвижники, упоминается «памятование о Боге». Современному человеку эти слова не вполне понятны. Что такое память, памятование? Ну, вспомнили мы о чем-то, о вчерашнем разговоре с другом... Или вспомнили о маме. Воспоминание чаще всего воспринимается нами как простое мыслительное действие – то, что почти непроизвольно происходит у нас в голове.
Многим из нас доводилось испытывать утешение от молитвенного общения с Богом. Это событие, возможно, случалось в нашей жизни не часто, но память сердца порой возвращает нас к этим светлым минутам, наводя на мысль, что из всех душевных состояний ощущение присутствия Бога в нашей жизни – самое ценное, лучшее, благостное.
Один из типичных вопросов, задаваемых священнику в январе, это «как правильно принимать крещенскую воду?». И «можно ли ею окропить жилище самостоятельно?». Чтобы упростить ответ, расскажу, для начала, «как неправильно»: о суевериях, связанных с крещенской водой, о том, как применять ее не следует.
В дни празднования Рождества Христова на аналое в храме мы увидим одноименную икону праздника. В этом случае стоит помнить, что этот образ указывает на соединение человека с Богом – произошедшее 2000 лет назад чудо воплощения Господня.
Много поколений наших соотечественников впитывали веру с молоком матери, становились христианами в раннем детстве. В наше время ситуация другая: люди часто воспринимают веру уже в зрелом, сознательном возрасте. Они приходят в храм, перед ними открывается Бог... Таких молодых христиан часто еще называют неофитами.