shapka

Мир.Человек.Слово.

Разве можно жить без государства? Кажется, оно было всегда… Всегда ли? На страницах Библии мы видим, как рождался в свое время избранный народ, Израиль. Когда из Египта вышла толпа рабов, у них, конечно же, не было никакого государства. Но не возникло оно и потом, когда на Синайской горе Господь даровал своему народу Закон. И даже когда израильтяне поселились в Обетованной Земле, они еще не знали ни чиновников, ни постоянной армии, ни административных округов, ни налогов, кроме десятины священникам.

Вопрос: Меня пугают и деморализуют события в мире, боюсь завтрашнего дня и не понимаю, как жить дальше. Посоветуйте, как быть. Молиться пробовал - пока не помогло.

Отвечает игумен Лука (Степанов):

Временем окончания смуты в Российском государстве принято считать 1613 год. В этом году представители всех русских земель избрали на соборе нового царя — шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова. В земской соборной грамоте было подчеркнуто, что его пожелали на царство «все православные христиане всего Московского государства».

«Что обыкновеннее бывает у нас предметом разговора, как не время? И мы, конечно, понимаем, когда говорим о нем или слышим от других. Что же такое, еще раз повторяю, что такое время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но, как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик!» — Великий богослов V века Аврелий Августин в своей знаменитой книге «Исповедь» бился над загадкой времени так, словно от решения этого философского вопроса напрямую зависела вся его судьба...

Вопрос: Меня злит мобилизация. Я не боюсь защищать Родину, но вижу в новостях, как люди гибнут просто от неправильного руководства и современного оружия. Почему я должен своей жизнью прикрывать промахи чиновников?!

Отвечает игумен Лука (Степанов), игумен Спасо-Преображенского Пронского монастыря:

Одна из наиболее героических страниц в истории смуты связана с подвигом защитников Троице-Сергиевой лавры. Еще при Василии Шуйском, видя слабость царской власти, вокруг Москвы начало собираться множество вооруженных шаек. Они состояли из русских изменников и польских интервентов. Их отряды своей жестокостью наводили ужас на местных жителей, которых заставляли присягать очередному Лжедмитрию. «Убивая и истребляя все, что попадалось на пути, они превращали в пепел все большие селения, — вспоминает один из очевидцев этих событий. — Какой значительный вред был нанесен русской земле убийствами, грабежом и пожарами выразить невозможно. Как только земля могла выдержать все это?»

В наше время — столь циничное и давно во всем разуверившееся, даже самые высокие слова, как вера, культура, благородство, патриотизм, — уже мало для кого значат хоть что-то. Однако есть одно словечко, которое имеет над современным человеком магическую силу. Это прогресс. Именно прогресс остался тем единственным идеалом, перед которым готово преклоняться абсолютное большинство.

Вопрос: Допустимо ли христианину отстаивать свои права в суде или по-христиански было бы покориться и простить?

Отвечает священник Павел Коньков, руководитель Молодежного отдела Рязанской епархии: