Вопрос: Как и почему Церковь причисляет к лику святых? Почему канонизация возможна лишь после смерти человека?
Отвечает протоиерей Павел Великанов:
Реконструкция топографии библейского Иерусалима основана как на археологических находках, так и на фрагментах из Библии, описывающих застройку города и направление расширения его границ. Вплоть до недавнего времени считалось, что книга Неемии повествует о том, как застраивался город периода Первого Храма.
О смерти можно не думать вообще. Просто жить, её не замечая. Чтобы не омрачался этой тягостной думой праздник жизни. А если она где-то появится рядом, не смотреть на неё. Как будто её и вовсе нет. Ведь именно так сейчас относятся к смерти в европейских странах, где соболезновать родственникам усопшего уже считается неприличным: умер человек - надо поскорее забыть его и не бередить душу воспоминаниями... И ждать - ждать своей очереди с лицом, повернутым назад, ждать трусливо и малодушно, как ленивый ученик надеется, не отменят ли ненавистный экзамен?...
Вопрос: Я не убиваю, не краду, не делаю никому зла. По сути, мне не в чем исповедоваться. Что же тогда говорить на исповеди?
Отвечает руководитель Молодежного отдела Рязанской епархии священник Павел Коньков:
Иван IV, прозванный Грозным, — одна из самых противоречивых личностей в истории России. Это был талантливый политик, писатель, церковный гимнограф и композитор. Иван не раз думал об отречении от престола и принятии монашества. Сама опричнина была задумана Грозным по образу иноческого братства. Все опричники вместе с царем должны были ежедневно посещать церковные службы, которые длились порой до 8-ми часов. По свидетельству современников «царь сам читал и пел на клиросе и клал такие земные поклоны, что со лба его не сходили кровоподтеки».
Когда человеку становится не просто тяжело, но невыносимо тяжко, он начинает жаждать смерти. Смерти как небытия. Прекращения страданий — своих и окружающих. Смерти как отсутствия переживаний. Полного вакуума. И даже начинает казаться, что это и есть истина — пока живой, живи, а когда не сможешь жить нормально — лучше самому красиво уйти...
Период Первого Храма начинается с момента завоевания Иевуса (Иерусалима) царем Давидом (X-VI век до Р.Х.). Описание этого события в Библии излагается в двух версиях.