shapka

Религиозная энциклопедия

Кто Ты, Бог? Я видел в церкви изображение седовласого старца на облаках, неужели Ты и вправду такой? Но скажу Тебе честно, старость Тебе не к лицу. Лучше быть всегда молодым, разве не так?

«Наука доказала, что Бога нет» – как часто звучали эти слова в недавнем нашем прошлом. Да и не только в советские времена такое говорилось… Когда Наполеон спросил астронома Лапласа, какое место в своих рассуждениях о строении вселенной он отводит Богу, тот ответил: «я не нуждаюсь в этой гипотезе!»

Современная культура, привыкшая превыше всего ценить технологию, в изобилии предлагает «матрицы гениального мышления». Дианетика Рона Хабарда обещает усовершенствовать разум – «твое оружие» – посредством эксклюзивных схем и практик. Предложение потрудиться и пострадать ради заветной цели воспринимается как архаика и отсталость от века.

...Это произошло во Франции, летом 1928 года. Под Парижем был организован летний лагерь для детей эмигрантов. В то утро стоял переполох — ожидали приезда знаменитого богослова. Среди детей многие имели смутное представление о христианской вере: оказавшись на чужбине, подростки легко забывали свои православные корни. Одним из таких детей был и 14-летний Андрей Блум, сын российского дипломата.

Человек, руководимый «духом мира сего», ошибается трижды: когда ищет власти, а не суверенитета; богатства, но не свободы; и популярности вместо чести.

Слово «демократия» стало сегодня расхожим – им называют едва ли не любое общественное устройство, кроме разве что абсолютной монархии где-нибудь в Саудовской Аравии. Совершенно неприлично для политиков большинства стран было бы заявить, что демократия им не нужна. Но расхожие слова нередко утрачивают смысл. Так, наши предки благодарили друг друга, говоря «спаси Бог», а сегодня, произнося «спасибо», мы даже не задумываемся, что означают эти звуки. Просто вежливое слово.

В новозаветной книге Деяний Апостолов жизнь первых христиан описывается так: «Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого». Это очень напоминает коммунизм, как его представляли в советские времена. Правда, дальше Библия добавляет: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа». Такие верующие уже не очень похожи на советских коммунистов, но сегодня сторонники этой идеологии все чаще говорят о внутренней связи коммунизма и Православия. Дескать, во времена Ленина и Сталина случались определенные перегибы, но на самом деле мы – союзники.

«Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит... гордо! Хорошо это... чувствовать себя человеком!.. Я — арестант, убийца, шулер... ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика... и сторонятся и оглядываются... и часто говорят мне — "Мерзавец! Шарлатан! Работай!" Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми... Не в этом дело! Человек — выше! Человек — выше сытости!..» (М.Горький "На дне").