Когда в десятом веке Русь стала христианской, монашеская жизнь Византийской империи уже достигла своего апогея; борьба между иноками и императорами увенчалась победой Церкви: словом и кровью монахи отстояли ее независимость. Иноков, ливших свою кровь в этой борьбе, окружало всеобщее почитание. Большие цареградские обители, как, например, Студийский монастырь, своими школами, библиотеками, приютами для сирот и престарелых глубоко влияли на умственную и общественную жизнь Цареградской империи: люди, отрешившиеся от мира, но проникнутые к нему сильной, сострадательной любовью, безбоязненно произносили над человеческой неправдой свой суд. Эти черты определили тип и киевского монашества.
25 марта - день памяти святителя Григория Двоеслова. Его имя мы можем услышать во время отпуста, который произносится на Литургии Преждеосвященных Даров: «…иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, Папы Римского». В историю православного мира он вошел не только как составитель данного великопостного богослужения, но и как один из выдающихся церковных деятелей, писателей-экзегетов, и поэтому в Римско-католической Церкви его именуют «великим», а протестантский реформатор XVI Жан Кальвин считал его "последним хорошим Папой". Его можно по праву поставить в один ряд с такими святителями как Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов.
Конец XIII века был сложным временем не только для Византии, где император согласился на церковную унию вопреки желанию народа и духовенства. Это время было непростым и для нашего Отечества. Русь лежала под тяжелым ордынским игом, с севера рыцари-крестоносцы грабили и разоряли ее города, а внутри страны «брат восставал на брата» — междоусобица раздирала русские княжества.
Нет. Титул «Вселенский» Константинопольского епископа оформился в эпоху становления Византийской (Восточно-Римской) империи, когда Константинополь начал играть роль столицы. Изначально Константинополь – это «молодая» епископская кафедра, в отличие от древних Церквей: Римской, Иерусалимской, Александрийской и Антиохийской. Впервые титулование «Вселенский» (греч. Οικουμενικός) появилось вскоре после Четвёртого Вселенского собора, который состоялся в 451 году.
После 29 мая 1453 г. роль Константинопольской Церкви среди её паствы значительно возросла, так как турецкие султаны сохранили управление Церковью и её учение в неизменности.
Второй период развития Константинопольского Патриархата связан со всё более обостряющимися отношениями с Римом, претендовавшим на гегемонию в христианском мире: Римский епископ требовал присвоения себе первенства авторитета в Церкви, а Восточные Патриархи стояли на позициях принципа соборности в Церкви. В результате этих расхождений сложились две принципиально отличные экклезиологии (отрасли христианского богословия): восточная и западная.
После разрыва отношений между Западной и Восточной Церквами, не раз возникали попытки их примирения. Однако главным камнем преткновения был вопрос о первенстве римского епископа. Если для Востока примат Римской кафедры оставался нравственным понятием и опирался на церковное предание, то Запад воспринимал первенство юридически.
Древняя Русь, как и Византия, в XIII-м веке испытала на себе удары крестоносцев. Еще в 1207 году папа Иннокентий III, воодушевленный захватом Константинополя, обратился к русским князьям с посланием. В нем он описывал Византию в самом жалком виде, уверяя, что церковная зависимость от этой униженной нации недостойна славного русского народа. Он призывал Русскую Православную Церковь, называя ее «дочерью», «вернуться к своей матери — Церкви Римской». Однако папское послание осталось без ответа. Сначала междоусобная брань не давала князьям задуматься о судьбе Церкви, а затем и страшное нашествие монгольских кочевников.