В начале ноября в Москве прошли торжества, связанные с воссоединением Архиепископии Западной Европы с Русской Православной Церквью. Что это за Архиепископия, как складывалась её история?
«Дней наших, - восклицает псалмопевец Давид, - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет. И самая лучшая пора их – труд и болезнь» (Пс. 89, 10). Горькая правда состоит в том, что мы рождаемся на этот свет с плачем и уходим из него также. Немощи и болезни преследуют каждого от рождения до смерти. «Человек, рождённый женою, - как говорит многострадальный Иов, - скуден днями и скорбью богат» (Иов. 14:1).
Когда в десятом веке Русь стала христианской, монашеская жизнь Византийской империи уже достигла своего апогея; борьба между иноками и императорами увенчалась победой Церкви: словом и кровью монахи отстояли ее независимость. Иноков, ливших свою кровь в этой борьбе, окружало всеобщее почитание. Большие цареградские обители, как, например, Студийский монастырь, своими школами, библиотеками, приютами для сирот и престарелых глубоко влияли на умственную и общественную жизнь Цареградской империи: люди, отрешившиеся от мира, но проникнутые к нему сильной, сострадательной любовью, безбоязненно произносили над человеческой неправдой свой суд. Эти черты определили тип и киевского монашества.
25 марта - день памяти святителя Григория Двоеслова. Его имя мы можем услышать во время отпуста, который произносится на Литургии Преждеосвященных Даров: «…иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, Папы Римского». В историю православного мира он вошел не только как составитель данного великопостного богослужения, но и как один из выдающихся церковных деятелей, писателей-экзегетов, и поэтому в Римско-католической Церкви его именуют «великим», а протестантский реформатор XVI Жан Кальвин считал его "последним хорошим Папой". Его можно по праву поставить в один ряд с такими святителями как Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов.
Конец XIII века был сложным временем не только для Византии, где император согласился на церковную унию вопреки желанию народа и духовенства. Это время было непростым и для нашего Отечества. Русь лежала под тяжелым ордынским игом, с севера рыцари-крестоносцы грабили и разоряли ее города, а внутри страны «брат восставал на брата» — междоусобица раздирала русские княжества.
Нет. Титул «Вселенский» Константинопольского епископа оформился в эпоху становления Византийской (Восточно-Римской) империи, когда Константинополь начал играть роль столицы. Изначально Константинополь – это «молодая» епископская кафедра, в отличие от древних Церквей: Римской, Иерусалимской, Александрийской и Антиохийской. Впервые титулование «Вселенский» (греч. Οικουμενικός) появилось вскоре после Четвёртого Вселенского собора, который состоялся в 451 году.
После 29 мая 1453 г. роль Константинопольской Церкви среди её паствы значительно возросла, так как турецкие султаны сохранили управление Церковью и её учение в неизменности.