shapka

Человек в Церкви

В одном из своих произведений писатель и драматург Юрий Поляков пишет: «Религиозное чувство, уверен, надо воспитывать с детства. Человек моего поколения, советский человек, идет к вере трудными, порой замысловатыми путями…» Эти слова в полной мере можно отнести и ко мне: ведь мы с Юрием Михайловичем почти ровесники.

Читать про иконопись или смотреть онлайн-лекции мы порой ленимся. Но, к счастью, есть люди, которые готовы очно нам все разжевать и разложить по полочкам, показать самые редкие образы, раскрыть новый смысл в образах известных и ответить на вопросы. Мария Зайцева, выпускница Рязанского художественного училища им. Вагнера, студентка Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, младший научный сотрудник Рязанского художественного музея им. Пожалостина, как раз такой человек. 

- Святой отец! Не желаете ли получить «совесть»? Дарим бесплатно! – громко говорит мне приветливого вида менеджер, сам улыбаясь своей шутке. Перегородив мне дорогу на входе в торговый зал супермаркета, он начал быстро и громко рассказывать о дебетовой карте со столь странным названием…

Последний день перед Великим постом в быту назывался «Прощеным воскресеньем». С утра в каждом православном храме звучат слова Христа: «Если вы не простите от сердца прегрешений друг другу, и Отец ваш Небесный не простит вам прегрешений ваших». Вечером же, в самый канун поста, будет совершаться особое богослужение – чин прощения. В конце его христиане трогательно просят друг у друга прощения за зло, причиненное ими вольно или невольно. Это не удивительно. Ведь период Великого поста – время очищения и духовного возрождения перед праздником Пасхи. И начинать его древняя традиция требует – с чистой совестью.

Из “земли чуждей” мы сейчас пускаемся в путь в страну славы, на встречу с Живым Богом как дети Его Царства. И этот храм наш сейчас являет нам образно картину нашего положения: мы стоим в полумраке и видим Святое Святых Бога, Его собственную область, алтарь, залитый светом Славы. Мы знаем, что Христос принес свет в мир, что Он – Свет, а мы – дети Света. И вот теперь мы устремляемся из тьмы в полумрак, и из полумрака – в блистающую славу нетварного Божественного Света.

Один из трендов современности – стремление к максимальной свободе. К тому, чтобы жить своей жизнью, своей повесткой дня, реализовывать все свои творческие способности.

История эта - реальна. Пришла она мне на память, когда поминал усопших на вечерней молитве.

Из походной записки белогвардейского писателя ― эмигранта Василия Шульгина: «Когда сто тысяч русских упало на Константинополь... жалкие, голодные, больные, с бледными женщинами и умирающими детьми, кто оказался больше христианами по отношению к ним? Христианская ли Пера и Галата, одуревшая от фокстрота, или этот исламийский Стамбул, сгрудившийся около древней Айя-Софии?... Мы не ели уже двое суток. И совершенно неизвестно, сколько еще времени французы будут заставлять нас любоваться красотами Constant... натощак... Но я знаю, что об этом все же думают некоторые русские и довольно оригинально: они мечтают, чтобы Константинополь «взял» Врангель и отдал Кемалю».