shapka

Наша вера

Великий пост — особенное время. Каждый призван обратить свои мысли внутрь собственной души и постараться изменить ее к лучшему, искоренить то, что мешает ей быть с Богом. В этот период меняется все: просыпается природа, усложняется распорядок жизни человека, его рацион и кардинальным образом меняется богослужение — его ритм, содержание, даже сами службы. Церковь мудро устраивает так, что богослужебное время с его текстами и особыми событиями помогает человеку идти путем Великого поста, показывает примеры постных подвигов, образцы покаяния и укрепляет особыми торжествами даже в это строгое время.

В Евангелии от Луки читаем глубоко важное слово Христово: «...терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19). О, Господи наш, Господи! Что говоришь Ты!? Неужели так огромно, так безмерно значение добродетели терпения, что она может даже спасать души наши?

Пост – это особое время, когда мы пытаемся вернуться к первозданной гармонии между душой и телом, когда мы пытаемся не жить только жизнью тела, стараемся жить для Бога и для наших ближних. Но у поста, помимо сильных сторон, есть и слабые стороны. В пост случается множество искушений, и к этим испытаниям мы должны быть готовы. Какие же искушения подстерегают нас на протяжении долгого поприща Великого поста? Искушения могут быть разные: искушение что-то съесть или выпить, искушение забыть о молитве, искушение не совершать поклонов и так далее. Но одно из главных искушений поста – это раздражение.

Приходящие в храм часто выражают свое недоумение по поводу непонятности церковных текстов. В качестве решения проблемы обычно предлагается перевести богослужение на русский язык. На мой взгляд, перевод проблему не решит, поскольку желание в чем-то разобраться предполагает некоторые «трудошаги»: если ученик не понимает, как решать уравнение с X, то программу для него не упрощают, а помогают разными способами разобраться с проблемой – научиться. Аналогичная история и с богослужебными текстами: непонятно – стоить потрудиться, почитать, поспрашивать, начать, так сказать, самообразовываться. И первое, что в этом может помочь, - это тесное знакомство с богослужебными книгами.

2-я Неделя Великого поста посвящена памяти святителя Григория Паламы. В этот день на Литургии читается отрывок Евангелия от Марка об исцелении расслабленного человека.

В первое воскресенье Великого поста Церковь предлагает нам вспомнить отрывок Евангелия от Матфея о призвании апостола Нафанаила. Он поверил Христу лишь после фразы Господа "Я видел тебя под смоковницей". О том, почему Нафанаил сразу после этих слов исповедал Христа как Сына Божия, по какой причине Спаситель называет апостола истинным израильтянином и что же могло произойти под смоковницей, размышляют игумен Паисий (Савосин) и священник Вячеслав Савинцев.

Особенностью греховного человеческого естества является стремление всё обратить в свою пользу. Даже заповеди и повеления Божии мы пытаемся понимать и выполнять таким образом, чтобы нам это было приятно, легко и удобно. А если что-то не выполняем - ищем виноватых. Вспомним грехопадение человека в раю: первый человек, Адам, ослушавшись заповеди Бога, начал обвинять не только свою жену, но и Самого Бога: это всё она, «которую Ты мне дал».

«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен ecи во веки веков. Аминь».