shapka

Религиозная энциклопедия

Среди нескольких вопросов, давно названных «проклятыми», есть и вопрос о существовании истины. Конечно, можно зарыть голову в песок скептицизма и сказать, что всё относительно, нет ничего абсолютного, и никакой истины нет. Но разве не плод рассудочной нечистоплотности - говорить, что отсутствие истины и есть самое истинное утверждение?

«- Верить? Зачем? Чтобы в рай попасть? Это что, где-то там, на облачках, где сады всякие, цветы, еды полно, и работать не надо?

Знаменитый американский психолог ХХ века Эрих Фромм как-то написал: «Современное общество состоит из «атомов» - мельчайших, отделенных друг от друга частиц, удерживаемых вместе эгоистическими интересами и необходимостью использовать друг друга...

«...Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: "А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?"

Есть в человеке одна черта, которая принципиально отличает егоот всего остального мира: только человеку дано знать, что он - смертен. И толькочеловеку становится от этого страшно:

Ученый мир в середине ХХ века с удивлением обнаружил, что айны - коренное население Сахалина и Курил - до сих пор практикуют обычай «медвежьего праздника», когда выращенного в неволе молодого медведя приносят в жертву.

«...Но объясни, что значит грех, И смерть, и ад, и пламень серный»... С этих строк Бориса Пастернака и хочется начать наши размышления о грехе, одном из ключевых понятий религии — и в то же время, одном из наиболее сложных.

Когда входишь в зал древнерусской иконописи Третьяковской галереи, понимаешь, что оказался в каком-то ином мире. И дело вовсе не в том, что эти иконы не похожи на обычную живопись: здесь иной язык, обилие непонятных символов. Находясь у иконы, ощущаешь, что древний мастер старался передать своей кистью то, что невозможно порой выразить словом...