shapka

Человек в Церкви

В советское время для того, чтобы получить ПРАВО ИМЕТЬ ДОМА Евангелие, нужно было ждать, когда преставится кто-то из прихожан, и получить Священное Писание как дар и благословение. Можно было купить задорого в Москве у букинистов. Или выписывать любимые места от руки.

- Какое же тут у вас сильное место! Энергия такая... такая... Знаете, вот в Геленджике, в дольменах, что-то похожее! И еще в Испании в горах есть место... – щебетала посетительница небольшого монастыря, уверенная, что делает оному монастырю приятнейший комплимент.

Вот и наступила весна духовная – Великий Пост. Пожалуй, большинство людей, пусть и вступающих на этот спасительный путь далеко не впервые, может сознаться себе в том, что говеть мы только учимся. Помогают нам это понять те нелепые крайности, в которые мы так часто по своей неопытности, а то и гордыне, впадаем.

В одном из своих произведений писатель и драматург Юрий Поляков пишет: «Религиозное чувство, уверен, надо воспитывать с детства. Человек моего поколения, советский человек, идет к вере трудными, порой замысловатыми путями…» Эти слова в полной мере можно отнести и ко мне: ведь мы с Юрием Михайловичем почти ровесники.

Читать про иконопись или смотреть онлайн-лекции мы порой ленимся. Но, к счастью, есть люди, которые готовы очно нам все разжевать и разложить по полочкам, показать самые редкие образы, раскрыть новый смысл в образах известных и ответить на вопросы. Мария Зайцева, выпускница Рязанского художественного училища им. Вагнера, студентка Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, младший научный сотрудник Рязанского художественного музея им. Пожалостина, как раз такой человек. 

- Святой отец! Не желаете ли получить «совесть»? Дарим бесплатно! – громко говорит мне приветливого вида менеджер, сам улыбаясь своей шутке. Перегородив мне дорогу на входе в торговый зал супермаркета, он начал быстро и громко рассказывать о дебетовой карте со столь странным названием…

Последний день перед Великим постом в быту назывался «Прощеным воскресеньем». С утра в каждом православном храме звучат слова Христа: «Если вы не простите от сердца прегрешений друг другу, и Отец ваш Небесный не простит вам прегрешений ваших». Вечером же, в самый канун поста, будет совершаться особое богослужение – чин прощения. В конце его христиане трогательно просят друг у друга прощения за зло, причиненное ими вольно или невольно. Это не удивительно. Ведь период Великого поста – время очищения и духовного возрождения перед праздником Пасхи. И начинать его древняя традиция требует – с чистой совестью.

Из “земли чуждей” мы сейчас пускаемся в путь в страну славы, на встречу с Живым Богом как дети Его Царства. И этот храм наш сейчас являет нам образно картину нашего положения: мы стоим в полумраке и видим Святое Святых Бога, Его собственную область, алтарь, залитый светом Славы. Мы знаем, что Христос принес свет в мир, что Он – Свет, а мы – дети Света. И вот теперь мы устремляемся из тьмы в полумрак, и из полумрака – в блистающую славу нетварного Божественного Света.