Мы вступаем сегодня в подготовительные недели к Великому посту. Церковью положено задумываться над своими грехами не в Великом посту, а именно в течение этих подготовительных недель: в течение недель Поста мы будем сосредоточены на силе Божией в немощи совершающейся; но в течение наступающих сейчас недель Церковь обращает наше внимание на нас самих.
«Ну ты и ересь говоришь!» - довольно часто можно слышать в нашем обществе. Ересью в светском понимании принято называть сейчас что-то непонятное и странное для восприятия. Но более широко это слово используется в церковном обиходе. Это одно из основных понятий, тесно связанных с историей и современностью Церкви.
В наши дни наблюдается грустная тенденция – неподобающее употребление священных изображений как в церковной, так и в обыденной жизни.
Неоднократно слышав этот евангельский текст, кажется невозможно не задаться вопросом о том, отчего исцеление получал лишь один – тот, кто успевал войти в воду первым... Какая мысль в таком Промышлении Божием? Отчего в купальне, называемой Вифезда, что значит дом милосердия, исцеление получал лишь тот, кто первым... Разве здесь должно быть соревнование? Соперничество? В чём оно? И в чём тогда милосердие, почему этот источник – «дом милосердия»?
Есть на севере Израильских территорий местность под названием Галилея. Эта местность у многих людей, живших во времена Христа в Иерусалиме – городе святого Храма – считалась тёмной, непросвещённой, языческой. Господь Иисус Христос провёл всё своё сознательное детство и юность в городе Назарете Галилейском – именно об этом Нафанаил (в историю он вошёл как апостол Варфоломей) сказал с недоверием: «Из Назарета может ли быть что доброе (Ин. 1:46)?».
С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем Крещении: как дивно думать, что поскольку наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, Таинством Крещения, стали Христовы, мы названы Его именем.
Телефонный звонок застал меня врасплох: все домашние уже спали, и в ближайшие минуты я собиралась последовать их примеру. Быстро схватив трубку, чтобы никого не разбудить, я услышала возбужденный голос подруги:
– Ты можешь мне сказать, зачем нужна исповедь?
На протяжении Библейской истории человечества, начиная Адамом и продолжая нами (да-да, мы живем с вами в Библейское время, потому что нам или нашим потомкам предстоит увидеть второе пришествие Спасителя), люди ждали от Бога, как рассказывает Священное Писание, в основном знамений и чудес и желательно таких, чтобы они облегчали жизнь прямо здесь и сейчас.