Почему наше последнее предстояние перед Богом мы называем "страшным судом"? Разве мало на земле ужаса и без этого: человеческая жестокость, ненависть и страдание, физическое и умственное насилие человека над человеком? Можно ли помыслить что-либо страшнее этого?.. Можно, потому что не тем последний суд так страшен, что жжет нас, как огонь.
Одна из самых известных евангельских притч – притча о блудном сыне – читается в храмах ежегодно за 2 недели до начала Великого поста.
Каждый день и каждый час современный человек стоит перед выбором. И этот выбор касается не только молока на полке супермаркета, хлеба или сорта колбасы. Вопрос выбора стоит по-гамлетовски жестко: быть или не быть.
На вечернем богослужении после стихир на «Господи воззвах» мы слышим чудесную молитвенную песнь, пришедшую к нам из времен первых христиан – «Свете тихий».
Как и всякий пост, Великий Пост не начинается внезапно. Ему предшествуют четыре недели интенсивной духовной подготовки, в течении которых православные христиане постепенно входят в постный ритм.
Время вновь пролетело предательски быстро, и – надо же – снова «на носу» Великий пост. Нет, конечно, пост начнется только в марте. Но уже 17 февраля наступила первая подготовительная к посту неделя – О мытаре и фарисее.
Славянское слово «Сретение» дословно переводится как «встреча». И действительно, издревле говорили в народе: «Сретение – это когда зима с весной встречается». Но православный праздник трактует эту встречу шире. Сретение – не просто встреча времен года или прошлого и грядущего. Это соприкосновение Ветхого Завета и Новозаветной Радости. Мудрость Древнего Мира в лице ветхозаветного старца Симеона берет на руки Новорожденного Христа и благословляет Его - лицом к лицу. Но обо всем по порядку.
Помню себя маленькой девочкой, когда на каждом богослужении ждала открытия Царских врат. Ведь именно в такие моменты можно увидеть, что происходит в алтаре, разглядеть престол, семисвечник, а за престолом изображение Господа в блистающих белых ризах.
Это отрывок из десятой главы Евангелия от Матфея: «Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч, ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня».