Кажется, совсем недавно был праздник Крещения Господня, а до Великого поста еще целый месяц. Но уже сейчас с воскресного чтения о Закхее начинается то духовное паломничество, которое приведет православных христиан к самому светлому торжеству церковного года — дню Святой Пасхи.
В числе древних аскетических добродетелей, о которых говорят монахи-подвижники, упоминается «памятование о Боге». Современному человеку эти слова не вполне понятны. Что такое память, памятование? Ну, вспомнили мы о чем-то, о вчерашнем разговоре с другом... Или вспомнили о маме. Воспоминание чаще всего воспринимается нами как простое мыслительное действие – то, что почти непроизвольно происходит у нас в голове.
Многим из нас доводилось испытывать утешение от молитвенного общения с Богом. Это событие, возможно, случалось в нашей жизни не часто, но память сердца порой возвращает нас к этим светлым минутам, наводя на мысль, что из всех душевных состояний ощущение присутствия Бога в нашей жизни – самое ценное, лучшее, благостное.
Один из типичных вопросов, задаваемых священнику в январе, это «как правильно принимать крещенскую воду?». И «можно ли ею окропить жилище самостоятельно?». Чтобы упростить ответ, расскажу, для начала, «как неправильно»: о суевериях, связанных с крещенской водой, о том, как применять ее не следует.
В дни празднования Рождества Христова на аналое в храме мы увидим одноименную икону праздника. В этом случае стоит помнить, что этот образ указывает на соединение человека с Богом – произошедшее 2000 лет назад чудо воплощения Господня.
Явление Бога миру через Его воплощение в человеческом естестве в древней Церкви так и называлось – Богоявление. И этот праздник включал в себя также и позднейшие события Крещения Иисуса Христа в водах Иордана, когда Бог явил Себя во всех лицах Пресвятой Троицы. По некоторым историческим причинам эти два события позже стали разделяться на два праздника, один из которых мы начали называть Рождеством.
Каждый раз, когда в воскресный день перед Рождеством в храме читается Родословная Христа, у меня захватывает дух. И дело тут вовсе не в звучании непонятных и непривычных восточных имен, скребущих ухо, словно птичьи лапки. И не в их количестве – по ощущениям ты как будто оказываешься в переполненном вагоне метро. А в том, что за каждым из этих имен – стоит определенная жизнь, целый космос событий, желаний, радостей и печалей, открытий и разочарований.