shapka

Первые шаги в храме

Многие люди знают праздник под названием Троица, День Святой Троицы… Но когда начинаешь спрашивать, в чем состоит суть этого праздника, то люди затрудняются ответить или говорят о том, что Бог – это Троица, вспоминают икону преподобного Андрея Рублева, но часто не знают, какому событию посвящен праздник, отмечаемый Церковью в этот день.

В преддверии празднования Дня славянской письменности и культуры (24 мая) хочется вновь поговорить о церковнославянском языке ― о языке нашего богослужения, к которому причастны святые братья Кирилл и Мефодий.

На приходах нашей Православной Церкви мы привыкли уже видеть на клиросе поющих и регентующих женщин. Составы хоров также в основном женские или смешанные, с преобладанием женских голосов. Хотя, конечно, мы знаем, что существуют большие профессиональные праздничные хоры при крупных храмах и монастырях, где регенты – мужчины.

У верующих порой возникает ложное представление о том, какое именно из поминовений является главным. Люди приходят в храм на Литургию, однако считают про себя более важным подать записку не на Литургию, а на молебен, где совершается молитва с «конкретным» прошением ко Господу о здравии, или с призыванием помощи Божией во всяком добром деле и его начинании, или на молебен какому-то любимому святому.

«Пока не вложу пальцы в раны от гвоздей, - сказал Фома в ответ на весть о Воскресении Христа, - не поверю». Он, живший любовью к Учителю, еще недавно готовый умереть вместе со Христом на пути в Иерусалим и переживший катастрофу ареста и убийства Иисуса, в отчаянии отказывался признать слова других апостолов. «Не верю!» - повторяли за ним воинственные римляне и ученые греки. «Не верю!» - вторили им вожди варваров и жрецы ваалов. «Не верю» - провозглашали ученые и энциклопедисты. «Не верю» - говорит современный рационалистический ум.

Светлое Христово Воскресение – это праздников праздник, торжество из торжеств; это победа жизни над смертью, победа добра и света над злом и тьмой. Весь Великий пост и каждый день Страстной Седмицы духовно и телесно подготавливает людей к Пасхе, которую они ждут с особой радостью. У каждого есть определенные традиции празднования этого дня, смысл которых нам предстоит разъяснить.

"Кто благочестив и Боголюбив — насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный — войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, — прими ныне динарий! Кто работал с первого часа — получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа — с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа — нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа — приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу — и тот не страшись своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит.

Узнал о том, что одному священнику было внушение от части прихожан и начальства за то, что читал Евангелие лицом к народу. А в чем, собственно дело? Почему его надо читать лицом к народу? Или почему его надо читать спиной к народу?