Вот и подходит к завершению Великий пост. Мир затихает на Страстной седмице и начинает готовиться к пасхальной службе. Наибольшее число людей в храме можно будет увидеть именно Пасхальной ночью: совершается великая тайна ― Воскресение Христово. Нас всех объемлет трепет и огромная радость. Но, в детстве, например, самое главное ― это смотреть на то, как батюшки меняют облачения, отвечать на возглас «Христос Воскресе!» и петь тропарь Пасхи. А вот потом, взрослея, хочется понять смысл и других песнопений.
Великий пост – время покаяния и молитвы. Время, когда душа наша смиряется, подобно блудному сыну перед милостивым Отцом. Вместе со священником перед престолом она преклоняет колени, поднимает руки к Нему и молитвенно, словами псалмопевца Давида, взывает: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою. Воздеяние руку моею – жертва вечерняя».
Вот и Великий пост незаметно приблизился. С первых подготовительных недель начинает меняться и характер песнопений в Церкви. Потихоньку, теперь на каждой воскресной всенощной, к душе каждого молящегося в храме человека, принесшего с собой не только запах морозного воздуха, смешанного с выхлопными газами машин, но и душевную смуту забот и впечатлений прошедшего дня, подходит тихий и серьезный Ангел Покаяния. Он кладет свое мягкое крыло человеку на голову, как бы закрывая его от посторонних взглядов, и предлагает человеку обратить свое внимание на свою грешную, имеющую вид здоровой, но на самом деле такую больную душу.
На вечернем богослужении после стихир на «Господи воззвах» мы слышим чудесную молитвенную песнь, пришедшую к нам из времен первых христиан – «Свете тихий».
Как и всякий пост, Великий Пост не начинается внезапно. Ему предшествуют четыре недели интенсивной духовной подготовки, в течении которых православные христиане постепенно входят в постный ритм.
Приближение величайшего в истории человечества события – праздника Рождества Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа – мы можем почувствовать своим сердцем и услышать в пении хора на богослужении уже начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Тогда, во время елеопомазания на Всенощной, начинается пение Рождественского Канона.
Шестопсалмие ― шесть избранных гимнов, скрывающих в себе, можно сказать, модель жизни человека: радость ― благодарность Богу, воспевание Его за щедрые дары, и печаль ― тяжесть грехов, притесняющих душу, моменты падений.
Отзвучала Великая ектения Всенощного бдения, и теперь, после нашей общей молитвы, которую возглашал диакон или священник, мы слышим, как хор поет особым распевом знакомые многим слова первой кафизмы из Псалтири: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых… Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет…»