shapka

История Христианства

В первой половине XV века была предпринята еще одна попытка объединить две ветви христианской Церкви. К этому времени Византийская империя существовала практически в стенах одной столицы. Все ее области были уже во власти турецкого султана. Император сознавал, что единственное средство для спасения Византии это помощь Западных держав. Однако получить ее можно было только через примирение с папой римским.

К XV веку стало очевидным, что Церковь в Западной Европе нуждается в переменах. Распущенность нравов духовенства, недееспособность и продажность церковной бюрократии мешали нормальной церковной жизни. Желание исправить эти недостатки имели уже не только отдельные клирики и миряне, но большинство церковной иерархии. Для этой цели в 1414 году в Констанце открылся собор, призванный восстановить попранные церковные каноны. В работе собора приняло участие более 60-ти тысяч человек. Однако что-либо изменить в Западной Церкви так и не удалось. Собор лишь еще более усилил власть папы и предал казни всех, кто выступал против искажений церковной жизни. Одной из жертв собора в Констанце стал чешский священник Ян Гус.

Святитель Иоанн Златоуст говорил в конце четвертого века, что «христианам не дозволено уничтожать заблуждения силою, они могут вести людей к спасению единственно убеждением, разумом и любовью». Прошло немного времени, и император Феодосий впервые издал указ об «инквизиции», что в переводе на русский язык означает «розыск». Имелся в виду розыск людей, которые пытались переманить христиан в языческую веру.

К эпохе Возрождения Западная Церковь превратилась в мощную светскую монархию. Рим жестко и настойчиво распространял свою власть не только в церковной, но и в политической сфере. Это глубоко искажало духовную сущность Церкви и удаляло ее от евангельских начал. С XIV века появляются ростки недовольства этим ненормальным положением. И первым, кто открыто выступил с идеями реформировать западное христианство, был английский богослов Джон Виклиф.

Во второй половине XIII века, после освобождения Константинополя от латинских захватчиков, Византия переживает возрождение интереса к греческой культуре, философии, искусству, богословию. Тогда же происходит расцвет и греческого монашества. Этот общественный институт распространяет свое влияние как на жизнь в самой империи, так и далеко за ее пределами.

Великая княгиня Ольга прожила не очень долгую жизнь: с 920 по 969 год. Но летописи приписывают ей уникальное по тем временам долголетие. Это не удивительно Она вступила на престол Древнерусского государства после того, как погиб ее супруг — великий князь Киевский Игорь Рюрикович. На ее правление приходится огромное количество событий. А главное - один из высочайших взлетов военного и экономического могущества дохристианской Руси. Но в историю она вошла не как великая правительница, а как первая русская христианка – равноапостольная княгиня Ольга.

В первое воскресенье Великого поста Святая Церковь празднует Торжество Православия, и надо разъяснить вам, что это значит. Необходимо вам знать, в чем состоит основная, важнейшая сущность нашей православной веры. Она состоит прежде всего в том, что мы всем сердцем веруем в Господа Иисуса Христа как нашего Спасителя от власти диавола и от греха первородного. Эта вера совершенно отлична, в корне отлична от всех других вер: только в нашей христианской вере сущность ее составляет вера в искупление рода человеческого крестной смертью Господа и Бога нашего Иисуса Христа.

В начале ноября в Москве прошли торжества, связанные с воссоединением Архиепископии Западной Европы с Русской Православной Церквью. Что это за Архиепископия, как складывалась её история?