shapka

Психология семейных отношений

– Лен, а давай ты будешь писать нам в группу простые советы про то, как правильно жить христианину, чтобы его семья точно была счастливой? Я даже знаю первый заголовок: «Счастье в Новом году!»

Прочитав это деловое предложение, я даже чаем поперхнулась. И подумала: «А не давай». При всём искреннем уважении к собеседнику. Собеседник чутко уловил запрос аудитории. Но крайне сложно на этот запрос не дать ненароком читателю «камень вместо хлеба». Или змею вместо рыбы.

Итак, написав про ложный патриархат, логично было бы подумать и про здоровое семейное устройство – такое, где никто никого не «ломает об колено», однако же и некая иерархия прослеживается. Какая она, эта иерархия, и для чего нужна? В представлении светских людей она порой низведена к карикатуре «суровый православный мужик и забитая жена», так что даже поднимать в публицистике вопрос семейной иерархии – почти что не комильфо.

Что чаще искушает женщину в браке, заставляя её портить отношения с супругом, какие крайности? Одна крайность встречается у воцерковленных, но как правило не слишком давно, юных девушек-идеалисток.

«Широко известна в узких кругах» одна специфическая претензия к православным. Суть её в том, что именно-де мужья-христиане склонны к построению «тиранических абъюзивных отношений», а жены-христианки терпят это безобразие годами, просто никому не рассказывают. Эти интересные мысли я сначала прочитала у одного психолога, потом еще у парочки, и подумала: «Что за бред, где вы видели таких невменяемых, каких описываете?» Но потом жизнь стала подкидывать мне иллюстрации.

Церковь против развода и велит терпеть «до могилы»? А если не велит, то почему? И вообще - как сохранить брак так, чтобы в нем не только «терпеть»? Разбираемся в этих вопросах со священником Дмитрием Фетисовым - публицистом, преподавателем кафедры теологии Рязанского университета, многодетным отцом.

«Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и обретете покой душам вашим, ибо иго Моё благо и бремя Моё легко» (Мф. 11, 28–30). Я очень долго не слишком вчитывалась в эти слова Христа и была уверена, что они – своего рода обещание «трудящимся всех стран» заслуженной награды.

Если посмотреть статистику по общему количеству семей в России, то можно увидеть, что почти половина из них только еще планируют детей. Сюда же входят супруги, которые по каким-то медицинским показаниям их иметь не могут. Вторая половина – семьи с детьми – делится так: один ребенок – 34%, два – 15%, три и больше – всего 3%.

- Он такой высокий, спортом увлекается. Сказал, что хочет большую семью и что хочет познакомить меня со своей мамой. Он ее очень любит. Старше меня лет на шесть, но это же не страшно. И цветы дарит.

Эти слова с небольшими вариациями я слышала от своей подруги с регулярностью в пять-семь месяцев. Едва отойдя от очередного разрыва, она вновь устремлялась навстречу любви. Вот только каждый раз попадала на одни и те же грабли: высокие спортивные маменькины сынки, вроде бы мечтающие о семье и даже дарящие цветы, но на деле слушающие только маму, капризные и постоянно вспоминавшие, какой хорошей была предыдущая девушка. Я не знаю, где подруга их находила – может, они находили ее сами…