Прежде, чем рассуждать о богослужебном времени, подчиненном астрономическим часам, необходимо понять, откуда начинается отсчет всей христианской богослужебной системы. Её центр, её основание – Божественная Литургия – находится вне времени и пространства. Впоследствии мы увидим, как в суточном круге богослужений Литургия может менять свое место, как бы доказывая свою принадлежность иному миру и отсутствие непосредственной связи с земным временем и пространством.
Среди молитв, наиболее часто выучиваемых наизусть православными христианами, встречается один совершенно особенный текст – Символ веры. Строго говоря, это не молитва, а исповедание. Одно отличается от другого тем, что молитва – это призывание Бога в прошении или, например, в благодарении, а исповедание – провозглашаемое во всеуслышание учение веры. К числу таких исповеданий может относиться пасхальное приветствие: «Христос Воскресе!», или сам тропарь святой Пасхи: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!». Этими словами мы провозглашаем во всеуслышание хранимое Церковью знание, что Иисус Христос восстал из мёртвых, через свою Смерть уничтожив смерть и находящимся за пределами земной жизни даровав в будущем, после всеобщего воскресения, вечную Жизнь.
Жизнь православного христианина неразрывно связана с молитвенным предстательством Пресвятой Богородицы. Мы молимся Ей и вручаем себя и близких Её материнскому заступлению. Не счесть количество почитаемых икон Богородицы, через которые Она явила людям Свою милость. История каждого христианского народа, история каждого города имеет свои трогательные страницы, повествующие о заступлении Богородицы и милости, явленной от икон Царицы Небесной. Но среди всех праздников, связанных с Богородицей, самый торжественный и величественный праздник - это, конечно, праздник Успения.
Довольно часто в Евангелии Господь сравнивает Себя со Светом. Например сказано в евангелии от Иоанна (12 глава): «Я Свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме». Какой свет? Конечно, нетварный. Тот свет фаворский, который постоянно сопутствует Богу. Свет, который мы все увидим, когда умрем: он кого-то будет жечь, а кого-то - радовать и веселить. Этот свет есть энергия, проявляемая Богом. Но это богословие. Оно преподается в семинариях, изучается по толстым книгам… А что же на практике?
Преславный праздник Преображения Господня дает нам повод вдуматься в слова Господа нашего Иисуса Христа, обращенные к народу и Апостолам: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9,1).
В 8-ю Неделю по Пятидесятнице Церковь предлагает нам вспомнить одно из самых необычных чудес, совершенных Христом - чудо насыщения 5000 человек всего пятью хлебами и двумя рыбами.
Об этом эпизоде размышляют священники Рязанской епархии.
14 августа Церковь празднует один из самых сложных по своему происхождению праздников, который в народе зовется просто – Медовый Спас.
Мы часто забываем, что к чтению библейских книг нельзя подходить с теми же мерками, как к чтению детектива. Во-первых Библия - не книга разделённая по главам, а собрание книг. Библейские книги очень разны по жанрам. Среди них есть книги поэтические (даже любовная поэзия - Песнь Песней), исторические хроники, книги пророков и очевидцев жизни Христа (Евангелия). И к каждой книге следует подходить в соответствии с её жанром.