shapka

Священное Писание

Время вновь пролетело предательски быстро, и – надо же – снова «на носу» Великий пост. Нет, конечно, пост начнется только в марте. Но уже 17 февраля наступила первая подготовительная к посту неделя – О мытаре и фарисее.

Славянское слово «Сретение» дословно переводится как «встреча». И действительно, издревле говорили в народе: «Сретение – это когда зима с весной встречается». Но православный праздник трактует эту встречу шире. Сретение – не просто встреча времен года или прошлого и грядущего. Это соприкосновение Ветхого Завета и Новозаветной Радости. Мудрость Древнего Мира в лице ветхозаветного старца Симеона берет на руки Новорожденного Христа и благословляет Его - лицом к лицу. Но обо всем по порядку.

Это отрывок из десятой главы Евангелия от Матфея: «Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч, ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня».

Мы вступаем сегодня в подготовительные недели к Великому посту. Церковью положено задумываться над своими грехами не в Великом посту, а именно в течение этих подготовительных недель: в течение недель Поста мы будем сосредоточены на силе Божией в немощи совершающейся; но в течение наступающих сейчас недель Церковь обращает наше внимание на нас самих.

Неоднократно слышав этот евангельский текст, кажется невозможно не задаться вопросом о том, отчего исцеление получал лишь один – тот, кто успевал войти в воду первым... Какая мысль в таком Промышлении Божием? Отчего в купальне, называемой Вифезда, что значит дом милосердия, исцеление получал лишь тот, кто первым... Разве здесь должно быть соревнование? Соперничество? В чём оно? И в чём тогда милосердие, почему этот источник – «дом милосердия»?

Есть на севере Израильских территорий местность под названием Галилея. Эта местность у многих людей, живших во времена Христа в Иерусалиме – городе святого Храма – считалась тёмной, непросвещённой, языческой. Господь Иисус Христос провёл всё своё сознательное детство и юность в городе Назарете Галилейском – именно об этом Нафанаил (в историю он вошёл как апостол Варфоломей) сказал с недоверием: «Из Назарета может ли быть что доброе (Ин. 1:46)?».

С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем Крещении: как дивно думать, что поскольку наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, Таинством Крещения, стали Христовы, мы названы Его именем.

Воображением мы сейчас представляем себя две тысячи лет назад, и какое дивное чувство должно наполнять нас: уже неделя, что мир стал иным! Мир, который тысячелетиями был как потерянная овца, стал теперь как овца обретенная, поднятая на плечи Сыном Божиим, ставшим Сыном Человеческим.