«Не в деньгах счастье», — сказал некто; наш современник только добавил: «а в их количестве»… Эта шутка во многом определила нынешнее отношение к материальным средствам: Иметь! – вот главный девиз наших дней.
К XV веку стало очевидным, что Церковь в Западной Европе нуждается в переменах. Распущенность нравов духовенства, недееспособность и продажность церковной бюрократии мешали нормальной церковной жизни. Желание исправить эти недостатки имели уже не только отдельные клирики и миряне, но большинство церковной иерархии. Для этой цели в 1414 году в Констанце открылся собор, призванный восстановить попранные церковные каноны. В работе собора приняло участие более 60-ти тысяч человек. Однако что-либо изменить в Западной Церкви так и не удалось. Собор лишь еще более усилил власть папы и предал казни всех, кто выступал против искажений церковной жизни. Одной из жертв собора в Констанце стал чешский священник Ян Гус.
Вопрос: Уходят из жизни сильные и любимые нами люди. Как не скорбеть и не унывать?
Отвечает митрополит Рязанский и Михайловский Марк:
«Красота – страшная сила», «ею можно и горы свернуть» – говорят герои Достоевского. На протяжении многих веков художники и женщины усерднее прочих стремились овладеть этой силой, подчинить ее своим целям. Но мудрых немного – не постигнув тайны красоты, невозможно ее приручить. И потому искуссного в искусстве и по сей день гораздо больше, чем прекрасного, а красивых людей много меньше, чем нарядных и приукрашенных.
Вопрос: Грешат ли дети до семилетнего возраста или они являются ангелами?
Отвечает протоиерей Георгий Рябых:
Святитель Иоанн Златоуст говорил в конце четвертого века, что «христианам не дозволено уничтожать заблуждения силою, они могут вести людей к спасению единственно убеждением, разумом и любовью». Прошло немного времени, и император Феодосий впервые издал указ об «инквизиции», что в переводе на русский язык означает «розыск». Имелся в виду розыск людей, которые пытались переманить христиан в языческую веру.
Чтобы понять суть христианства, мы, как правило, обращаемся к Евангелиям, то есть к истории жизни Самого Иисуса Христа. Но ведь на свете было немало мудрецов, говоривших прекрасные слова. Однако оценивать любую религию или философию нужно не только по словам, а по тому, что из этих слов получилось.
Вопрос: Как не навредить себе, делая добрые дела? То есть, как не затщеславиться, когда мы помогаем другим? Всегда ли нужно помогать?
Отвечает игумен Лука (Степанов), настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря: