Первое поколение христиан - Апостолы и Евангелисты - сходит с исторической арены на рубеже первого и второго века. Им на смену приходят мученики и исповедники. Именно они, на протяжении следующих двух столетий будут главной действующей силой в истории Христианской Церкви.
Если бы какой-нибудь человек из древности вдруг оказался среди нас, он бы подивился не только нашим автомобилям, телевидению да компьютерам. Он даже удивился бы не тому, как много — по сравнению с ним — мы читаем. Его бы скорее глубоко потрясло то, что мы читаем.
Есть в Библии один эпизод, который не может не смутить. Это — поступок Авраама, когда он по повелению Бога отправляется на гору Мориа, чтобы принести в жертву своего сына — единственного, долгожданного, любимого. Сына, которого Бог даровал Аврааму и Сарре в глубокой старости... В сердце невольно закрадывается вопрос: неужели Бог Библии настолько жесток, что хочет отнять у человека самое дорогое?
Вопрос: Какова должна быть христианская жертвенность?
Отвечает митрополит Рязанский и Михайловский Марк:
После окончания смутного времени и воцарения на российском престоле Михаила Федоровича Романова влияние Православной Церкви заметно усилилось. Этому способствовала не только деятельность патриарха Филарета Никитича — родного отца царя, но и возросшая религиозность русского общества. Все, от простого крестьянина до самого царя, понимали, что без помощи Божией и крепкой веры страна не выдержала бы такого страшного испытания, каким была смута.
Люди обычно стараются избегать конфликтов. Если кто-то, наоборот, напрашивается на них, такому человеку трудно найти общий язык и в семье, и на работе. «Он конфликтный», – скажут о нем, и предпочтут лишний раз с ним не связываться, даже если во всех остальных отношениях это человек замечательный. Нам гораздо приятнее иметь дело с тем, кто промолчит, даже если будет не согласен, а в острой ситуации отойдет в сторону.
Вопрос: Почему страдания Христа принято называть «страстями»?
Отвечает архимандрит Филипп (Рябых) (до 2009 года - протоиерей Георгий Рябых):