14 марта 1938 года на Бутовском полигоне были расстреляны инокини Евдокия Архипова, Ольга Жильцова и послушник Василий Архипов.
165 лет назад монахиня Серафима (Моргачева), настоятельница Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря, была возведена в сан игуменьи. К тому времени она уже отдала много сил на становление обители, но впереди ее ждало еще более многотрудное служение на благо Церкви.
Февраль 1920 года был на радость ребятне снежным и морозным. А вот для взрослых рязанцев это было непростое время. Шла гражданская война. Полки в магазинах пустые. В домах холод. У всех свои заботы и тревоги. И всё-таки что-то заставило многих горожан отложить хлопоты, чтобы проводить в последний путь простую, бедную женщину, казалось бы, не оставившую после себя никаких особенных подвигов и достижений. Год её кончины пришёлся на времена, когда стиралась история, из памяти вычёркивались имена близких и дорогих людей, но её имя – «Любушка наша» – сохранилось! Почему же память о ней так согревает сердца и сегодня?
Почти два десятилетия назад мне посчастливилось побывать в чудесном месте, где только начинала возрождаться иноческая жизнь. В то время уже разнеслась весть о прославлении в лике святых преподобного Софрония Ибердского, основавшего в конце 19 века монастырь в самой глубинке рязанской земли. Так для многих стали открываться жизнь старца и история обители.
Почти с самых первых лет возрождения в Рязани Казанского женского монастыря начался поиск имен насельниц, которым пришлось покинуть обитель после ее закрытия в 1919 году. До революции в монастыре проживало более 400 сестер. На сегодняшний день собраны материалы только о малой толике из этого числа. Совсем недавно стало известно о монахинях, уроженках села Троица Спасского района. Там, на родине им пришлось жить в годы гонений. Настоятельница Казанского монастыря игуменья Анна (Сычугова) решила посетить те места, где подвязались бывшие послушницы обители.
Сколько их было, гонимых и преследуемых за веру в XX веке, претерпевших такое, что, кажется, не под силу вытерпеть ни одному человеку, расстрелянных и сосланных в лагеря, умерших после ссылок от тяжелых болезней. И все же, они – приходские священники, простые миряне, монашествующие – не сломались, выстояли и стали примером стойкости духа для последующих поколений. В наше время стало известно множество имен пострадавших, но списки с каждым годом все пополняются и открываются новые трагические истории.
В 1918 году в Спасо-Преображенский монастырь города Пронска поступил восемнадцатилетний Николай Сорокин. В это время в Рязанской губернии и в его родном городе Скопине уже была установлена советская власть. Тогда многие не понимали, что принесет им революционный переворот. И хотя первые гонения на священнослужителей уже начались, об этом мало кто знал, да и мало кто представлял, во что это может вылиться. И вот в такое смутное время в древнюю Пронскую обитель пришел юный послушник.