В 1872 году епископ Феофан (Говоров), будучи насельником Свято-Успенского Вышенской обители, ушел в затвор, в котором он пробыл почти два десятка лет. В тишине и уединении затвора святителю Феофану удалось собрать и упорядочить то, что было написано ранее, составить практическую энциклопедию духовной жизни — подробный путеводитель как идти ко спасению. Одной из глав этого труда становится сборник «Три слова о несении креста».
Есть в списке рязанских святых имя, которое не так, может быть, хорошо известно рязанцам. Владыка Вассиан, архиепископ Тамбовский и Козловский, священноисповедник. Можно много рассуждать о судьбе людей того времени. Великая смута пронеслась по их жизни беспощадным катком. Ставшая испытанием духа человека, скольких сломала, скольких сбила с пути истинного. Но скольким дала сил в противление, сил, хвативших донести свой крест до Голгофы.
Память о преподобном Германе Аляскинском – краеугольный камень в деле сохранения историко-культурного наследия Русской Америки, народов, населяющих Аляску.
Одной из характерной особенностей пропаганды неоязычников является их стремление записать в ряды своих приверженцев известных исторических деятелей, живших после Крещения Руси. Совсем нелепо выглядит, когда такого рода попытки предпринимаются в отношении преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, но не искушенный историческими знаниями обыватель вполне может поверить, например, неоязыческому мифу о «перуновом солдате Евпатии Коловрате».
В этом году отмечаются две знаковые для рязанцев, да и для всего православного мира, даты: 670 лет со дня вокняжения на рязанском престоле великого князя Олега Ивановича Рязанского (1350–2020) и 630 лет Солотчинскому монастырю (1390–2020). Как известно, монастырь основан князем Олегом Рязанским и первоначально был мужским.
В 1854 году в Свято-Успенский монастырь, который располагался около поселка Банное (ныне город Святогорск Донбасской Народной Республики), приехал немолодой уже человек, чтобы поступить в обитель простым послушником. Это был надворный советник Леонтий Павлович Грифцов, решивший вместо крахмальных рубах и дорогих мундиров облечься в грубую иноческую одежду.
18 ноября 1937 года. В допросной Таганской тюрьмы города Москвы сидит молодая еще женщина. Одета она просто, по-деревенски, но чистенько. На голове платок. Арестованная отвечает на вопросы следователя спокойно и с достоинством.
Во время Великой Отечественной войны, 75-летие Победы которой мы отмечаем в этом году, стали вновь открываться храмы. Возгоревшийся огонек веры, молитва, вознесенная в Доме Божием, вновь стали помогать русским людям переживать тяготы войны, потери близких, приближать победу.