Село Лески, ранее относящееся к Рязанскому уезду, впоследствии к Захаровскому району, ныне не существует. Оно не упоминается в списках населенных пунктов области с 1997 года. С тех пор не только название, но и само место, где располагалось село, стало забыто. А ведь оно имело свою неповторимую историю. А еще его жители могли бы гордиться одним из своих земляков, ведь Лески были малой родиной рязанского святого — преподобномученика Василия (Цветкова).
В русском языке есть пословица: «Не место красит человека, а человек - место». То же самое мы можем сказать не только о месте, но и о звании, о положении человека в обществе. Мы очень часто воспринимаем либо почести, присущие нашему званию, либо особенности положения как проявление нашего собственного достоинства, как свойства, присущие нам самим вне зависимости от того, каковы мы на самом деле.
Христианство наполнено парадоксами, как ни одна из мировых религий. В народном сознании идеальный православный человек – монах. Название монахов и монахинь, прославленных святостью – преподобные, иными словами: подобные Христу. Но именно старцы-монахи часто, как образец правильной христианской жизни, приводят в пример молодым монахам – семью, в которой супруги живут по-христиански, стараются избегать ссор, любят и уступают друг другу. А тайна единения Христа с Церковью часто описывается в терминах свадебного пира, на котором Христос – Жених, а Церковь – невеста.
У каждого населенного пункта есть своя, значимая или не очень, история, которой могут гордиться его жители. Так при въезде в село Городковичи Спасского района Рязанской области путников встречает икона прославленного в лике святых архиепископа Рязанского и Зарайского Гавриила (Городкова). Сельчане установили ее в благодарность своему земляку за его праведную жизнь и добрые дела, свершенные им на благо своей малой родины. Еще в середине прошлого века можно было видеть остатки Успенской церкви, построенной владыкой Гавриилом на сельском кладбище, где когда-то он похоронил своих родителей.
Среди сонма новомучеников и исповедников Российских рязанцам особенно близок священномученик Павел Добромыслов, прославленный также в Соборе святых, в земле Казахстанской просиявших, и в Соборе Рязанских святых.
В 1872 году епископ Феофан (Говоров), будучи насельником Свято-Успенского Вышенской обители, ушел в затвор, в котором он пробыл почти два десятка лет. В тишине и уединении затвора святителю Феофану удалось собрать и упорядочить то, что было написано ранее, составить практическую энциклопедию духовной жизни — подробный путеводитель как идти ко спасению. Одной из глав этого труда становится сборник «Три слова о несении креста».
Есть в списке рязанских святых имя, которое не так, может быть, хорошо известно рязанцам. Владыка Вассиан, архиепископ Тамбовский и Козловский, священноисповедник. Можно много рассуждать о судьбе людей того времени. Великая смута пронеслась по их жизни беспощадным катком. Ставшая испытанием духа человека, скольких сломала, скольких сбила с пути истинного. Но скольким дала сил в противление, сил, хвативших донести свой крест до Голгофы.