В средние века те иностранцы, кто ближе знакомился с русскими людьми, писали, что этот народ — самый религиозный в Европе. Одним из доказательств этого утверждения служит расцвет монашества в Древней Руси. Монастыри оказали благотворное влияние на нравственное состояние еще языческого по-сути общества. Они наглядно демонстрировали ему идеал христианского самоотречения.
Никогда, наверное, не сосчитать, сколько людей, задумавшись о вечных вопросах, о религии, так и не переступили порог храма. Почему? Что становится непреодолимым препятствием, которое словно бетонная стена вдруг вырастает перед ищущим глотка вечности человеком?
«ДОПОТОПНЫЕ ВРЕМЕНА» – так мы говорим, когда хотим подчеркнуть давность, особую отдаленность от нас времен, о которых идет речь. Допотопной мы называем также любую сильно устаревшую вещь.
Начало монашеству на Руси было положено еще князем Владимиром. При нем чернецы и черницы (так называли тех, кто принимал монашество и облекался в черные одежды) селились около построенных храмов, образуя небольшие безымянные монастыри. При его сыне Ярославе Мудром начали строить отдельно стоящие «именные» монастыри.
«Истомил меня жизни безрадостный сон,
Ненавистна мне память былого,
Я в прошедшем моем, как в тюрьме, заключен
Под надзором тюремщика злого.
«Если кто-то считает, что я не прав, пусть ПЕРВЫМ БРОСИТ В МЕНЯ КАМЕНЬ» – так говорит тот, кто уверен в своей правоте и не боится ничьих осуждений.
Летом 1015 года умер князь Владимир. Никто из его окружения не ожидал такой скорой кончины князя. В Киеве воцарилось смятение. Но еще более поразила русский народ гибель его младших сыновей — Бориса Ростовского и Глеба Муромского. Их смерть последовала почти сразу после смерти отца. Это было злодейское убийство. Борис и Глеб пали жертвами преступления, совершенного по приказу их старшего брата Святополка.