Казалось бы, нет более странной заповеди, нежели четвертая. Зачем Богу строго-настрого наказывать людей за несоблюдение... выходного дня? Какой религиозный смысл в отдыхе, который является естественной передышкой для всего живого? Или, быть может, это лишь приспособление Заповедей к реалиям человеческой жизни, и только?
Вопрос: Есть ли разница между молитвой в храме и дома?
Отвечает диакон Андрей Викулов, клирик Екатерининского храма г.Рязани:
В начале XVIII века Петр I провел реформу школьного образования. Одной из его главных забот было насаждение в России европейского просвещения. Он потратил много сил на организацию школ, которые готовили бы знающих людей для армии и флота, для горного дела и строительства крепостей. Однако светские училища и по числу учащихся, и по уровню образования значительно отставали от ранее устроенных духовных школ.
С первого взгляда на десять заповедей, обращает на себя внимание их неоднородность. Почему, например, заповедь о непроизнесении имени Бога стоит наряду с такими заповедями, как не убий, не укради, не прелюбодействуй?
Вопрос: Как быть, если просишь прощения, а человек отказывается тебя прощать?
Отвечает митрополит Рязанский и Михайловский Марк:
Одним из великих философов второй половины I века по праву считают Плутарха - греческого мыслителя, в трудах которого было очень много идеи, свойственных христианской вере. При этом сам Плутарх христианином отнюдь не был.
В ночь с 24 на 25 ноября 1741 года в одной из зимних дворянских усадеб на окраине Санкт-Петербурга появились несколько гвардейских офицеров. Не взирая на протесты прислуги, они ворвались в покои к молодой знатной особе. Выйдя оттуда через некоторое время, один из офицеров произнес: «Слава Богу!»