shapka

Святыни земли Рязанской

Отец моего прадеда был священник. Он служил в небольшой христианской церкви в горном селении на Кавказе. Известно, что в те далекие советские времена священнослужителей не жаловали. 

В ее доме подвала не было. Никогда. Запасы на зиму хранила у соседей. А еще всю жизнь боялась темноты, спала со светом. Жила она тихо, одиноко, почти ни с кем не общаясь. Вокруг ее дома на берегу Цны росли только вишни. И весной запах их цветов разносился по округе.

Село наше находилось на равнине, расположенной между горами. Если залезть высоко в горы и посмотреть вниз, то вместо села можно увидеть большой круглый таз с высокими краями. Только купол церкви, возвышающийся ровно посередине, напоминал, что все-таки это поселение.

В истории Великой войны очень много не только трагического, страшного, но и невероятного, необъяснимого никакими силами человеческого разума, просто чудесного. Сегодня очень важно поднимать тему Великой Отечественной войны, ее итогов и духовных уроков для судеб нашей страны и мира, потому что мы наблюдаем, как в последние десятилетия происходит целенаправленный, подчас наглый, идеологический пересмотр итогов этого кровопролитнейшего конфликта между народами земли.

В день Радоницы у поклонного креста в Казанском женском монастыре Рязани теперь уже ежегодно свершаются панихиды по тем, кто нашел покой на территории некрополя обители. От некогда обширного монастырского кладбища сегодня осталось всего несколько надгробий с полустертыми именами и фамилиями усопших. В основном это представители дворянских родов, и только на одной сохранившейся плите значиться, что здесь погребена не только дворянка, но и монахиня. Закладная доска вмурована в стену алтарной части Казанского храма. Надпись на ней гласит: «Фролова-Багреева Евгения Саввишна, урожд. Перекусихина. Схимонахиня. † [9 мая] 1793 года».

Лазарева суббота – день особенный. Православная Церковь и чада ее вспоминают чудо воскрешения Господом Лазаря, жившего в городке Вифания, к востоку от Иерусалима. Вспоминает Церковь и тот знаменательный факт, что св. Лазарь по воскресению своему покинул родину, ибо «первосвященники положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Ин. 12:10-11).

В прошлом году я случайно узнала, что при Благовещенской церкви села Коленцы Старожиловского района Рязанской области организовали приход. Там уже служат молебны, понемногу собираются средства на восстановление храма. У самого села богатейшая история, а церковь была одним из претендентов на победу в конкурсе «Семь чудес Рязанской области». Но даже не из-за этого у меня замирает сердце при слове «Коленцы».

Вот уже несколько веков на Рязанской земле стоит старинное село Сушки. Как у любого исторического поселения, у него есть своя летопись жизни. В начале 19 века при Воскресенском храме села поселился бывший рабочий местного стекольного завода Никон Щербаков. Вскоре за благочестивую жизнь и духовную мудрость его стали почитать как старца. Однажды, гуляя недалеко от кельи, он сказал своей помощнице Прасковье: «Когда, Бог даст, здесь будет монастырь, тут вот будут ледник и просфорная келья». И слова Никона сбылись, а Прасковья Шапошникова впоследствии стала первой игуменьей Никоновской обители.