shapka

Святыни земли Рязанской

На следующий день после Рождества Христова, 8 января по новому стилю, празднуется Собор Пресвятой Богородицы – Святая Церковь прославляет Пречистую Деву, послужившую Тайне Боговоплощения.

Покрытые плесенью мокрые стены, от которых веет холодом. На кроватях мешки, набитые соломой, запах мокрой одежды и человеческого тела – эта камера в рязанской тюрьме. Среди разношерстной публики выделяется один человек. Он одет в приличный костюм, борода еще того - «дореволюционного» - образца аккуратно пострижена, во всей внешности интеллигентность и достоинство образованного и хорошо воспитанного человека. Это был директор Рязанского краеведческого музея, историк, архивист, краевед Степан Дмитриевич Яхонтов.

В 1918 году в Спасо-Преображенский монастырь города Пронска поступил восемнадцатилетний Николай Сорокин. В это время в Рязанской губернии и в его родном городе Скопине уже была установлена советская власть. Тогда многие не понимали, что принесет им революционный переворот. И хотя первые гонения на священнослужителей уже начались, об этом мало кто знал, да и мало кто представлял, во что это может вылиться. И вот в такое смутное время в древнюю Пронскую обитель пришел юный послушник.

Студеница – один из самых знаменитых сербских монастырей, духовный центр страны, по значимости его можно сравнить с Троице-Сергиевой Лаврой в России. Оказавшись в Белграде на стажировке на месяц и узнав про него от девочек, которые приехали сюда так же, как я, поняла, что надо обязательно посетить это место.

В ходе церковной реформы, проводимой Петром I в начале 18 века, было достигнуто не только снижение влияния Церкви, но и полная ее зависимость от монаршей власти. Так в 1722 году в известный уже тогда Николо-Радовицкий монастырь прибыли подводы из Москвы. По именному указу императора из «опасения суеверных проявлений среди народа» из обители изъяли резную скульптуру святителя Николая, чтобы спрятать ее подальше от людских глаз в стенах здания Священного Синода.

Село Чирково Ряжского района Рязанской области, кажется, совсем не отличается от тысяч поселений, раскиданных по территории нашей страны. В «Историко-статистическом описании церквей и монастырей Рязанской епархии», составленном священником Иоанном Добролюбовым, мы читаем: «Чирково, омываемое с северной стороны рекою Мошею, в качестве села «Чиркина с церковью св. чудотворцев Косьмы и Домиана» упоминается в окладных книгах 1676 года…» Далее идет перечисление церковных пашен, сенных покосов, деревень состоящих в приходе. И только когда в повествовании начинается рассказ о новой каменной церкви в честь иконы Знамения, строительство которой началось в 1813 году благодаря помещице Наталье Васильевне Кайсаровой, хочется эту историю узнать подробнее.

Почти сто пятьдесят лет назад – 5 декабря 1869 года – родился новомученик Петр Солидов. Место и дата его смерти в годы гонений не установлены. Но мы можем поведать читателю о жизни этого простого сельского священника, служившего в Казанской церкви села Кутуково Спасского района.

Промозглые ноябрьские дни в продуваемом холодными ветрами Петербурге стали последними в жизни художника Василия Максимова. Наступивший XX век с его новыми веяниями в искусстве не принял творчества живописца. И он, безмерно преданный своим прежним идеалам, просто отошел в сторону. Картины некогда известного жанриста, певца простого крестьянского быта больше не появлялись на выставках и его настигли безденежье и нужда, от которых он бежал всю свою жизнь.