Понедельник Страстной седмицы дает нам в евангельских чтениях картину Суда и картину того, на чем основан Суд Божий.
Иерусалим был переполнен народом, пришедшим отовсюду на великий праздник Пасхи. Из тысяч уст в уста передавалась весть об изумительном, никогда не слыханном чуде, совершенном Господом Иисусом Христом в недалекой Вифании. По единому слову Его воскрес и вышел из гробовой пещеры обвитый погребальными пеленами Лазарь, умерший четыре дня тому назад и, конечно, уже начавший разлагаться.
В праздник Входа Господня в Иерусалим Евангелие напоминает нам о торжественной встрече Спасителя жителями Иудеи, о радостных возгласах "Осанна!" и о желании первосвященников убить Христа. Накануне Мария омывает ноги Учителя драгоценным миром, а Иуда предлагает продать это масло и раздать деньги нищим... Священник Вячеслав Савинцев и священник Димитрий Фетисов предлагают задуматься над символическим смыслом этого отрывка и ответить для себя, а не уподобляемся ли мы жителям Иерусалима или Иуде Искариоту.
Когда Христос проходил искушение в пустыне, - а именно отсюда берёт начало Великий Пост, который мы сейчас совершаем, - дьявол неоднократно приступал к Господу, соблазняя Его: "если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами... если Ты Сын Божий, бросься вниз... все это [царства мира] дам Тебе, если, пав, поклонишься мне..." (Евангелие от Матфея, глава 4).
Слово «Благовещение» в переводе со славянского звучит как «Радость», «Радостное известие». В этот день посланный с неба Архангел Гавриил возвестил простой девушке из провинциального Назарета о том, что Ей предстоит стать Матерью Спасителя мира. Именно со дня Благовещения начинается отсчет времени, который через девять месяцев приведет нас, православных христиан, к торжественной встрече Рождества Христова.
В нынешнем апостольском чтении слышали вы великие и святые слова апостола Павла: «Несть иудей, ни эллин: несть раб ни свободь; несть мужеский пол, ни женский; вси бо вы едино есте о Христе Иисусе» (Гал. 3, 28). О высшей форме единства, о единстве во Христе Иисусе говорит апостол. Надо нам вникнуть в глубокий, святой смысл его слов, надо понять, о каком единстве говорит он, ибо есть у людей весьма различные формы единения и единства.
За две недели до Пасхи Церковь предлагает нам вспомнить отрывок Евангелия от Марка о том, как к Иисусу подошли апостолы Иаков и Иоанн и захотели находиться "по правую и по левую руку" от Него. "Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?" - спросил на это Христос и добавил: "Кто хочет быть бо́льшим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом", - ответил им Христос (Мк.10:38, 43-44). О значении этих слов размышляют игумен Паисий (Савосин) и священник Вячеслав Савинцев.