shapka

Первые шаги в храме

В дни Страстной Седмицы - последней недели перед Пасхой - буквально по дням восстанавливается хронология окончания земной жизни Спасителя.

Уже вечером Вербного воскресенья во всех храмах начинаются богослужения Страстной седмицы, наполненные особой скорбью и сопереживанием страданиям Богочеловека. Не случайно каждый из последующих шести дней носит название «Великий» - «Великий понедельник», «Великий вторник» и т.д. – из-за важности событий, которые происходили в жизни Христа в это время.

Среди многих православных праздников особняком стоит Лазарева суббота. Это праздник, который посвящен самому удивительному чуду Спасителя – воскрешению четверодневного Лазаря.

Существует мнение, что только Священное Писание является источником Божественного откровения. Это мнение выдвинул в XVI веке основатель протестантского движения в римо-католической Церкви монах Мартин Лютер, несмотря на то, что само Священное Писание абсолютно нигде не говорит об этом. С тех пор принцип «Только Писание» (на латыни - solaScriptura) стал основополагающим в мире христиан-протестантов. Протестанты распространены и у нас в виде разного рода организаций, называющих себя церквями: церкви евангельских христиан баптистов, церкви адвентистов седьмого дня, церкви харизматов и многих других.

Прихожане замечают, что во время Великого поста в храмах часто проводится так называемое Таинство Елеосвящения, а по-другому - Соборование. Соборование совершается отдельно от основных богослужений, во время него читаются отрывки из Священного Писания (по семь отрывков из Апостола и Евангелия), освящается елей (масло), которым семикратно помазывают молящихся. С этим Таинством связано неожиданно много суеверий: кто-то боится его, как огня, а кто-то стремится собороваться едва ли не чаще, чем причащаться. Попробуем разобраться: что это за церковное Таинство, для чего и как часто нужно к нему приступать?

В связи с карантинной обстановкой в нашей стране многие настоящие, живые встречи перешли в режим онлайн. Вот и наш приход не обошло данное новшество. Супруг стал проводить воскресные беседы для прихожан и всех желающих по скайпу. И я краем уха, в процессе кухонных выдумок, стала подмечать, о чем беседует батюшка с людьми. Темы вроде такие привычные: алтарь, иконостас, богослужение, облачение. А вот последнее натолкнуло меня на мысль о статье. Оказывается, многим интересно: как и зачем надевают «священные ризы», то есть облачения священника и дьякона.

«Поститься или не поститься, вот в чем вопрос!» - эта мучительная дилемма ежегодно встает перед многими людьми. Еще в глубокой древности Церковь установила период приготовления к Воскресению Христову и многие века это установление неукоснительно соблюдалось. Как же решиться на столь «странный» шаг в наше время? Как вырваться из повседневности и исполнить то, к чему призывает всех Господь?

Великий пост – особое время в нашей жизни. Как же воспринимают его люди? Можно перефразировать известное выражение и сказать: каждый воспринимает пост в меру своей испорченности, своей порабощенности грехом.

«Святые - на то и святые, а с нас что взять», - согласитесь, именно с таким настроением мы слушаем о жизни многих подвижников. Или читаем - словно сказку о чем-то совершенно не относящемся к реальной жизни. Но есть святые, чью биографию мы знаем во всей полноте и «приземленности». Знаем о сомнениях и падениях юности, как у блаженного Августина. Или о буйном нраве и склонности к жестоким подростковым шуткам, как у преподобного Ефрема Сирина. Память последнего Церковь празднует незадолго до Великого поста, напоминая нам: с помощью Бога всякий способен покаяться. Способен стать лучше. И даже - стать святым.