Вопрос: Крестная нашего ребенка через несколько лет после крестин сказала, что больше не готова быть крестной. Можно ли перекрестить ребенка или еще как-то «переназначить» ему крестных? Что вообще тут можно сделать? Очень обидно…
Отвечает руководитель Молодежного отдела Рязанской епархии священник Павел Коньков:
Ошибки и злоупотребления западной иерархии привели к тому, что в XVI веке Римская Церковь раскололась на два противоборствующих лагеря — католиков и протестантов. Попытки подавить этот раскол силой оружия привели в конечном итоге к религиозным войнам. Западная империя разваливалась, теряя свою главную опору — веру в непререкаемый папский авторитет.
«Мы живем в наилучшем из всех возможных миров» — сказал на заре Нового времени Готфрид Лейбниц, и эта оптимистическая гипотеза ученого-философа отразила если не саму истину, то, по крайней мере, всеобщее умонастроение наступавшей эпохи. Однако звериный оскал ХХ века, с его мировыми войнами, газовыми камерами, атомной бомбой, массовым насилием, и всеми злодеяниями, на фоне которых меркнут самые мрачные страницы древней истории, поневоле заставил усомниться в благостности окружающего нас мироустройства...
Вопрос: Почему принято по покойникам читать Псалтирь? И обязательно сорок дней? Можно ли совмещать чтение Псалтири по усопшим и по живым?
Отвечает протоиерей Андрей Силинский:
На стене в Вифлеемской часовне в Праге, в которой проповедовал Ян Гус, имеется надпись: «Джон Виклиф высек искру, Ян Гус зажег от нее огонь, Лютер раздул пламя факела»… и зажег всю Европу огнем реформации. Видя смелость и безнаказанность немецкого богослова в его борьбе против Рима, многие последовали его примеру. Сразу в нескольких местах Западной Европы независимо друг от друга возникли очаги недовольства Римской Церковью. Практически одновременно с реформацией в Германии, начинаются призывы к реформе в Швейцарии. В Цюрихе — под руководством Ульриха Цвингли, и в Женеве — под руководством Жана Кальвина. И хотя они действовали без обоюдной договоренности, их взгляды во многом совпадали.
Среди поклонников и исследователей творчества А.С. Пушкина до сих пор не утихают споры о том, кто же в действительности является автором скандальной «Гавриилиады», читать которую, не испытывая серьезного смущения, не способен, пожалуй, ни один христианин. Однако достоверное знание о том, писал или нет Пушкин богохульную поэму, не столь важно, как отчетливое понимание того, почему сам поэт неоднократно отказывался от ее авторства. Не хотел портить отношения с Церковью, что по тем временам означало стать государственным преступником? Это вполне естественное предположение, но, думается, в данном случае дело обстоит значительно сложнее. Возможно, Пушкин считал, что названная поэма компрометирует его именно как поэта, ведь, согласно его собственному убеждению, «гений и злодейство – две вещи несовместные». А значит, грех богохульства, совершенный автором «Гавриилиады», превращается в серьезный художественный изъян самого произведения.
Вопрос: С чего лучше начинать читать Библию, с Ветхого Завета или с Нового? Обязательно ли заставлять себя это делать каждый день или можно читать «по настроению»?
Отвечает священник Даниил Маслов:
Перед древним Иерусалимом всегда остро стояла проблема обеспечения водой. В правление Ирода Великого предпринимались многочисленные попытки использовать в полной мере доступные водные источники.