shapka

История Христианства

14 октября Русская Церковь отмечает праздник, которого нет больше ни в одном мировом церковном календаре. Покров Божией Матери удивительно отображает суть, которую наши предки избрали при построении Русского государства. Для них было не важно какому племени, народу или этносу принадлежал человек. Если человек принимал или исповедовал православную веру – он сразу оказывался под особым покровом Божьим, и одновременно русским человеком.

Когда в десятом веке Русь стала христианской, монашеская жизнь Византийской империи уже достигла своего апогея; борьба между иноками и императорами увенчалась победой Церкви: словом и кровью монахи отстояли ее независимость. Иноков, ливших свою кровь в этой борьбе, окружало всеобщее почитание. Большие цареградские обители, как, например, Студийский монастырь, своими школами, библиотеками, приютами для сирот и престарелых глубоко влияли на умственную и общественную жизнь Цареградской империи: люди, отрешившиеся от мира, но проникнутые к нему сильной, сострадательной любовью, безбоязненно произносили над человеческой неправдой свой суд. Эти черты определили тип и киевского монашества.

25 марта - день памяти святителя Григория Двоеслова. Его имя мы можем услышать во время отпуста, который произносится на Литургии Преждеосвященных Даров: «…иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, Папы Римского». В историю православного мира он вошел не только как составитель данного великопостного богослужения, но и как один из выдающихся церковных деятелей, писателей-экзегетов, и поэтому в Римско-католической Церкви его именуют «великим», а протестантский реформатор XVI Жан Кальвин считал его "последним хорошим Папой". Его можно по праву поставить в один ряд с такими святителями как Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов.

Конец XIII века был сложным временем не только для Византии, где император согласился на церковную унию вопреки желанию народа и духовенства. Это время было непростым и для нашего Отечества. Русь лежала под тяжелым ордынским игом, с севера рыцари-крестоносцы грабили и разоряли ее города, а внутри страны «брат восставал на брата» — междоусобица раздирала русские княжества.

Нет. Титул «Вселенский» Константинопольского епископа оформился в эпоху становления Византийской (Восточно-Римской) империи, когда Константинополь начал играть роль столицы. Изначально Константинополь – это «молодая» епископская кафедра, в отличие от древних Церквей: Римской, Иерусалимской, Александрийской и Антиохийской. Впервые титулование «Вселенский» (греч. Οικουμενικός) появилось вскоре после Четвёртого Вселенского собора, который состоялся в 451 году.

После 29 мая 1453 г. роль Константинопольской Церкви среди её паствы значительно возросла, так как турецкие султаны сохранили управление Церковью и её учение в неизменности.

Второй период развития Константинопольского Патриархата связан со всё более обостряющимися отношениями с Римом, претендовавшим на гегемонию в христианском мире: Римский епископ требовал присвоения себе первенства авторитета в Церкви, а Восточные Патриархи стояли на позициях принципа соборности в Церкви. В результате этих расхождений сложились две принципиально отличные экклезиологии (отрасли христианского богословия): восточная и западная. 

После разрыва отношений между Западной и Восточной Церквами, не раз возникали попытки их примирения. Однако главным камнем преткновения был вопрос о первенстве римского епископа. Если для Востока примат Римской кафедры оставался нравственным понятием и опирался на церковное предание, то Запад воспринимал первенство юридически.