Во второй половине XIII века, после освобождения Константинополя от латинских захватчиков, Византия переживает возрождение интереса к греческой культуре, философии, искусству, богословию. Тогда же происходит расцвет и греческого монашества. Этот общественный институт распространяет свое влияние как на жизнь в самой империи, так и далеко за ее пределами.
Великая княгиня Ольга прожила не очень долгую жизнь: с 920 по 969 год. Но летописи приписывают ей уникальное по тем временам долголетие. Это не удивительно Она вступила на престол Древнерусского государства после того, как погиб ее супруг — великий князь Киевский Игорь Рюрикович. На ее правление приходится огромное количество событий. А главное - один из высочайших взлетов военного и экономического могущества дохристианской Руси. Но в историю она вошла не как великая правительница, а как первая русская христианка – равноапостольная княгиня Ольга.
В первое воскресенье Великого поста Святая Церковь празднует Торжество Православия, и надо разъяснить вам, что это значит. Необходимо вам знать, в чем состоит основная, важнейшая сущность нашей православной веры. Она состоит прежде всего в том, что мы всем сердцем веруем в Господа Иисуса Христа как нашего Спасителя от власти диавола и от греха первородного. Эта вера совершенно отлична, в корне отлична от всех других вер: только в нашей христианской вере сущность ее составляет вера в искупление рода человеческого крестной смертью Господа и Бога нашего Иисуса Христа.
В начале ноября в Москве прошли торжества, связанные с воссоединением Архиепископии Западной Европы с Русской Православной Церквью. Что это за Архиепископия, как складывалась её история?
«Дней наших, - восклицает псалмопевец Давид, - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет. И самая лучшая пора их – труд и болезнь» (Пс. 89, 10). Горькая правда состоит в том, что мы рождаемся на этот свет с плачем и уходим из него также. Немощи и болезни преследуют каждого от рождения до смерти. «Человек, рождённый женою, - как говорит многострадальный Иов, - скуден днями и скорбью богат» (Иов. 14:1).
Когда в десятом веке Русь стала христианской, монашеская жизнь Византийской империи уже достигла своего апогея; борьба между иноками и императорами увенчалась победой Церкви: словом и кровью монахи отстояли ее независимость. Иноков, ливших свою кровь в этой борьбе, окружало всеобщее почитание. Большие цареградские обители, как, например, Студийский монастырь, своими школами, библиотеками, приютами для сирот и престарелых глубоко влияли на умственную и общественную жизнь Цареградской империи: люди, отрешившиеся от мира, но проникнутые к нему сильной, сострадательной любовью, безбоязненно произносили над человеческой неправдой свой суд. Эти черты определили тип и киевского монашества.
25 марта - день памяти святителя Григория Двоеслова. Его имя мы можем услышать во время отпуста, который произносится на Литургии Преждеосвященных Даров: «…иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, Папы Римского». В историю православного мира он вошел не только как составитель данного великопостного богослужения, но и как один из выдающихся церковных деятелей, писателей-экзегетов, и поэтому в Римско-католической Церкви его именуют «великим», а протестантский реформатор XVI Жан Кальвин считал его "последним хорошим Папой". Его можно по праву поставить в один ряд с такими святителями как Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов.