shapka

История Христианства

С завершением Второго Вселенского собора оканчиваются арианские смуты, беспокоившие Церковь около двух веков. Однако новый пятый век принес и новые споры, которые волновали церковное сознание более трех столетий. Эти споры назовут потом христологическими, т.к. их предметом был Богочеловек Иисус Христос.

После Первого Вселенского Собора на греческом Востоке еще долго продолжались споры о Символе Веры. Лишь полвека спустя святой Василий Великий со своим братом Григорием, епископом Нисским, и ближайшим другом Григорием Богословом положат конец смуте. Их называли «младоникейцами», потому что защищали они Никейский символ и стовшее за ним «никейское богословие», хотя и родились через несколько лет после Никейского Собора.

Много веков подряд имя святителя Амвросия притягивает внимание не только христиан, но и светских ученых: историков, филологов, философов. Это был один из самых замечательных людей своего времени: писатель, поэт, композитор, христианский епископ… прославленный святой с необычной и в то же время удивительной судьбой.

Среди великих святых древности лишь трое носят наименование Вселенских учителей и святителей, и один из них — Иоанн Златоуст. Вся жизнь этого святого являет собой ярчайший пример жертвенного служения Богу и Церкви.

Первая половина пятого века была временем утверждения христовой веры как в Европе, так и на Ближнем Востоке. В эту непростую для христиан эпоху на исторической арене выдвинулись наиболее деятельные, образованные пастыри. Одним из них стал святитель Кирилл Александрийский.

В середине 4-го века в христианском мире на какое-то время набрала силу ересь александрийского священника Ария. Этот проповедник отрицал единство Сына Божия и Бога Отца, называл Иисуса Христа творением и не признавал в нем Божества, равного Отцу. На Первом Вселенском соборе в 325 году в городе Никее арианство было. Самого Ария отлучили от Церкви. Но среди власть имущих, и даже среди епископов и священников, оставалось еще немало его тайных и явных последователей.

По образному выражению русского богослова Георгия Флоровского, между двух магнитных полюсов православия - Империей и Пустыней - живет и действует православное монашество. Время его рождения - между Первым и Вторым Вселенским Собором.

Торжество христианства, ставшего при Константине государственной религией Римской Империи, сделало актуальным вопрос о христианских святынях. Вспомним желание апостола Фомы: дайте дотронуться, прикоснуться, осязать лично. А римляне, создатели классического «римского права», были особенно точны и дотошны во всем, что касается источников и вещественных доказательств. Таким был и сам равноапостольный Константин.